Сущность экологической культуры

Страница 3

Таким образом, с конца шестидесятых годов человечество столкнулось с проблемой «глобального экологического кризиса». Развитие промышленности, индустриализация, научно-техническая революция, массовое сведение лесов, строительство заводов гигантов, атомных, тепловых и гидроэлектростанций, уже упоминавшийся нами процесс истощения и опустынивания земель привел к тому, что перед мировым сообществом встал вопрос выживания и сохранения человека как вида.

Дадим определение понятию экологическая культура. Экологическая культура – это способ жизнеобеспечения, при котором общество формирует потребности и способы их реализации, не создающие угрозы жизни на Земле, самой системы духовных ценностей, этических принципов, экономических механизмов, правовых норм и социальных институтов.

Однако отношения природы и культуры очень сложны. И вся эта сложность глубоко пронизывает жизнь человека, выступающего соединительным звеном между природой и культурой. Человек – это одновременно и природное и социальное существо. Поэтому ему свойственны как природные, так и культурные формы проявления. В результате культура человека ведет, определяет его природу. Во всех самых естественных действиях человека как живого существа, – части биосферы: в еде, сне, в передвижении, в размножении, в поселении, – во всем отражается, проявляется степень овладения культурой, т.е. культурность человека. Причем, проявляясь, культурность меняет естественность, может выражать более ясно, полно, точно, а может искажать. Лишь гармоничное сочетание культуры, как явления, и ее проявлений в деятельности человека образует ту культурность, которая не противоречит естественности, включает, развивает, глубоко отражает последнюю.

В процессе культурного изучения и отражения жизни происходит переход от целостного видения к «дробному». И в период наибольшей дробности, «мозаичности» в культуре возникает новая тенденция – постепенно совершается поворот от принципа раздельного видения жизни к принципу комплексного анализа, сосредоточенности на связях. Об этом повороте наиболее ярко свидетельствует возникновение в культуре экологии или экологического подхода к отражению действительности.

Суть обновления, вносимого экологическим проходом в культуру, заключается в переходе от анализа отдельно рассматриваемых явлений к анализу связей между явлениями, изучению явлений в их взаимосвязанности, взаимозависимости. На наших глазах происходит экологизация культуры, культура превращается в экологическую. Смысл этого перехода в выработке и использовании нового пути гармонизации жизни – социальной и биологической – через совершенствование связей между явлениями.

Нельзя не видеть, что первые сто лет развития экологии (начиная с Э.Геккеля) приходится на период «разобщенного знания». Неудивительно, поэтому, что с начала с экологические знания накапливались отдельно друг от друга в биологии, геологии, социологии и многих других наук. Стремление разобраться в воспроизводстве как отдельных «фрагментов» жизни (биологической и социальной), так и всей жизни в целом – биосоциального бытия – приводит к становлению современной экологии. Фрагменты экологического знания постепенно преобразуются в систему знания о процессе воспроизводства жизни, о гео-био-социальных условиях и механизмах воспроизводства жизни. Главным принципом, образующим из экологических фрагментов систему экологического знания, становится принцип взаимосвязанности, взаимозависимости, взаимодополняемости всех форм и явлений жизни.

Страницы: 1 2 3 4

Другая информация:

Зрелость. Период всеобщего признания
После возвращения в Венецию, в июне 1743 года художник закончил восемь холстов, задуманных как боковые части плафона в Зале капитула Скуола Гранде деи Кармини, в которых господствует пышная, чувственная красота фигур Добродетелей. Одновре ...

Кубизм
В "кубическом" периоде Пикассо выделяют несколько этапов. " Сезанновский" кубизм, представленный в работах "Бидон и миски" (1908), "Три женщины" (1908), "Женщина с веером" (1909) и других, ...

Процесс выполнения квилтинга
С лоскутным шитьем, или пэчворком, мы все давно знакомы. Геометрические узоры из ткани, носящие красивые названия «Прерия», «Гусиный клин», «Мельница» или «Обручальное кольцо», повторяются в одной работе снова и снова, образуя строгие ком ...