Вплоть до настоящего времени наиболее влиятельной научной моделью исторического процесса в культурной антропологии является эволюционизм. Он задает схему необратимых культурных изменений, называемых эволюцией или развитием. Эволюционизм – медленное количественное развитие, в тени остаётся качественное развитие и возникновение принципиально нового. Главная идея эволюционизма – развитие человеческого рода. Человеческая культура рассматривается как совокупность процесса адаптации людей, организованных в обществах. Культура и цивилизация в широком этнографическом смысле слагается из знаний, верований, искусства, нравственности, способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества.
Тайлор выделяет два метода изучения культурных явлений:
1) сравнительно-исторический;
2) метод пережитков.
Первый основан на идее о том, что явления культуры повторяются во времени и пространстве. Явления, имеющие в своей основе сходные принципы должны беспрестанно повторяться (основные причины – географическая среда, знания, обычаи и т. д.).
Пережитки появляются из-за того, что одни страны отстают от других. "Пережитки" помогают узнать процесс эволюции и познать себя. Существуют три типа эволюционных концепций: однолинейная; универсальная; многолинейная.
Однолинейная эволюция - наличие универсальных стадий последовательность развития социокультурных систем (дикость - варварство - цивилизация). Идея универсальной эволюции - выявление глобальных изменений, носящих форму развития. Теория многолинейной эволюции связана с допущением возможности множества примерно равноценных путей социокультурного развития и не ориентирована на установление всеобщих законов эволюции.
Считается, что адаптационные изменения социальной системы осуществляются на уровне ее культурного ядра, т.е. институтов, технологий, социокультурных процессов, прямо связанных с жизнеобеспечением.
Такие изменения называются структурными и имеют эволюционный смысл. Изменения, вызванные динамикой окружения, могут происходить и на символическом уровне системы, не затрагивая её структуры. В этом случае речь идет о вариациях, порождающих культурные конфигурации, отличающие общества друг от друга. С их помощью объясняется феномен "специфичной эволюции".
Плюсы эволюционизма:
1) идея развития культуры, человечества, общества;
2) идея единства и прогресса человечества;
3) идея сравнимости человеческих обществ;
4) практика этнографических и культурных исследований.
Минусы эволюционизма:
1) упрощение культурно – исторического процесса, подчеркивание постепенности и прямолинейности в развитии;
2) подчеркивание единообразия в развитии всего человечества;
3) развитие человечества монотонное, лишенное этнических, географических и экономических особенностей.
Эволюционизм порождает науку антропологию. Общественное развитие определяется такими же законами эволюции как в биологии. Общество можно сравнить с живым организмом, а культурные явления и функции можно уподобить, явлениям и функциям живого организма.
Другая информация:
Жизнь В.Поленова: детство и юность
Поленов родился в Петербурге 20 мая (1 июня) 1844 года в родовитой семье, сохранявшей традиции русского просвещенного дворянства, восходившее ко второй половине XVII века.
Отец художника, Дмитрий Васильевич, крупный чиновник и дипломат, ...
Заграничное путешествие
Малевич выделялся среди русских авангардистов еще и тем, что вплоть до 1927 года никогда не ездил за границу. Знакомство с зарубежной художественной жизнью, обучение в европейских городах и школах было неизбежным и неукоснительным этапом ...
Традиции русского православного праздничного застолья
Православное праздничное застолье с давних времен хранит множество традиций, обычаев и обрядов. Характерной особенностью православных праздников являлось то, что это были семейные праздники. За столом собирались все члены семьи и близкие ...
Меню сайта