Сказочник Андерсен считал, что механизмы не способны возвысить человека и утешить его в тяжелую минуту. Напротив, во многих его сказках поэтически воспевается красота живых существ. Человек, предпочитающий искусно деланные вещи живому, поступает нелепо и обязательно наказан своей судьбой. В описании Андерсена он предстает иногда внешне весьма благополучным, но убогим в своей внутренней ограниченности. Наверное, нестоит смешивать людей эмоционально упрощенных, для которых техника – действительно уход от реального живого мира, и людей технически ориентированных, с активной рассудочной доминантой, которая проявляется как рациональная нравственность, хотя и те и другие одинаково предпочитают живому искусственное, одухотворенному – реальность, сделанную руками человека.
Безумное увлечение техническими приёмами приводит к усиленному росту популярности всевозможных, «одаряющих человека рецептом счастья: это учебные пособия, и по технике человеческих отношений (например, книга Дейла Карнеги. Которая обучает практически искусству лицемерия и т.д)
Естественно, сами по себе предлагаемые «рецепты» не таят особого зла. Возможно, что они приносят даже пользу: они как бы обобщают опыт по данным проблемам и дают человеку первоначальные ориентиры в сложных жизненных ситуациях.
Но настоящий их вред в том, что люди, не имеющие устойчивых жизненных ориентиров, легко внушаемые, воспринимают их как аксиому, за что рано или поздно жизнь, которая несравненно богаче, жестоко мстит. В подобных случаях мир превращается в совокупность артефактов: человек весь становится частью гигантского механизма, который находится, кажется в его подчинении, на которому он в то же время сам подчинен.
Свободное время, на первый взгляд. – феномен. Противостоящий издержкам цивилизации: специализации, монотонному труду, отчуждению. Однако более глубокий анализ показывает, что свободное время действует в том же направлении изменения уровня и направленности субъективности.
Увеличение свободного времени многие исследователи связывают с технической революцией и приписывают ему роль ведущей детерминанты человеческого сознания.
Но индивид, не имеющий самоорганизовываться, с низким уровнем субъективности. Воспринимает свободное время как оборотную сторону одиночества. Отторваности от технобытия или покорно принимает развлечения, способные развеять скуку, но не возвысить.
Печально, но факт: у человека нередко нет даже явного критерия оценки процесса своего жизнеформирования.
Свобода. Определяемая некоторым избытком жизненных сил и времени. Дарованным технократизацией, становится «страшным даром» цивилизации для слабых душ.
Чем слабее душа, тем страшнее не только в духовном, но и в физическом плане становится для нее не свобода.
Свободное время совсем не обязательно является источником разрушения личности. Оно может быть благом, наградой за титаническое усилия предков, источником всестороннего развития человека.
Парадокс, но свободное время для человека массовой культуры – феномен, разрушающий его субъективность. Однако подлинного субъекта оно неоценимый дар. Расширяющий возможности самосовершенствования.
И этот закон распространяется не только на феномен свободного времени любое проявление техноцивилизации может служить не умственному прогрессу, а раскрытию творческих возможностей. Не разрушению личности, а возвышению ее.
Если субъект не боится претворять в жизнь свою индивидуальность. То он рискует натолкнуться на социальное отчуждение и на отсутствие материальной поддержки. Мало того, что окружающие человека технические средства самим своим существованием человека принуждают его к определенному взгляду на мир, рационализм, активно прививается детям, воспитывается в них.
Наивность, дарующая непосредственное восприятие мира, романтизм способность к вере, присущие юной даме, - все это вытесняется, становится анахронизмом в масштабных целых культур.
Технократическая и рациональная конструкция не дают прорваться другим возможностям.
Свобода в том, что человек выбирает из рациональных схем наиболее подходящею ему и отвечающую его нравственным установкам, но беда в том, что он не может вырваться за рамки этих схем.
Другая информация:
Культурологический гуманизм Ф. Достоевского и Л. Толстого
Многие проблемы, впоследствии так волновавшие представителей человечества ХХ века, отразились в творчестве русских писателей-романистов и мыслителей второй половины XIX века – Л. Толстого и Ф.Достоевского, составляющих в своей художествен ...
Культура
как необходимое условие человеческой жизни
Культура человечества богата и многообразна. Она возникла на самых древних стадиях развития общества и неразрывно связана с его историей.
Каждый народ вносит свой вклад в общий фонд мировой и отечественной культуры. В обществе происходит ...
Сущность экологической культуры
Трем этапам развития общества в его отношении с природой соответствуют три этапа развития культуры:
· мифологический этап целостной культуры;
· этап культуры, расщепленной на отдельны отрасли;
· этап по-новому целостной экологической к ...
Меню сайта