Судьбы цивилизаций

Страница 6

Размышления Тойнби о взаимосвязи между судьбами цивилизаций и развитием религий приводят его к выводам, вносящим неожиданную и радикальную перемену в его понимание всей истории человечества.

До сих пор история человечества представлялась как история возникновения, жизни и распада цивилизаций. Теперь же Тойнби рассматривает историю с другой позиции: можно ставить вопрос не только о роли религий в смене цивилизаций, но и о роли цивилизаций в смене религий. Теперь план истории человечества выглядит у Тойнби таким образом.

Возникшие из примитивных обществ первичные цивилизации порождают несовершенные, языческие формы религии. Вторичные цивилизации создают условия для формирования высших религий и

вселенских церквей, это «церкви-куколки». Третичные цивилизации – это современные цивилизации, к них зарождаются элементы новых высших религий, например, дзен-буддизм и православие.

Таким образом, цивилизации существуют и умирают для того, чтобы вызвать к жизни новые, более развитые формы религии. Как говорит Тойнби, повторяющиеся повороты «горестного колеса цивилизаций» оказываются движением вперед «колесницы Религии». Для людей цель создания религии: найти ответ на главный вызов истории – вызов Бога быть человеком.

Можно увидеть, что Тойнби возвращается к идее исторического прогресса. В его понимании этот прогресс состоит в духовно-религиозном «приближении человека к Богу», в осознании и реализации божественного предназначения. Цель прогресса: утверждение в мире Вселенской Церкви и преображение человеческого общества в «общину святых».

В истории человечества Тойнби выделяет две революционные волны духовного прогресса. Первая была связана с объединением людей для осуществления крупных общественных работ и имела своим результатом возникновение цивилизаций. Вторая состояла в появлении «высших религий». В этот период родилось христианство, которое несет в себе силы, которые способны пережить новое рождение в виде Христианской республики и стать источником будущей универсальной всемирной религии и церкви.

Тойнби считает, что мы можем дожить до того момента, когда увидим, как западная цивилизация будет спасена от рокового приговора, вынесенного ею самой себе, благодаря тому, что ее схватила в свои объятия породившая ее церковь.

Известная латинская поговорка

гласит: «Когда мир выносит

приговор, последнее слово

всегда за ним.

А. Дж. Тойнби

Страницы: 1 2 3 4 5 6 

Другая информация:

Рим. «Страшный суд»
Черты искусства позднего Возрождения, обозначившиеся в капелле Медичи, усилились в последующих работах Микеланджело позднеримского периода. Этот наиболее сложный и противоречивый период творчества Микеланджело начинается с 1534 г. и охват ...

Человек - главная составляющая культуры
Что может быть отправной точкой для выяснения сущности столь многофакторного и многозначного феномена, каким является культура? Пожалуй, главным и единственным всеобъемлющим началом рассуждений о культуре всегда и везде становится человек ...

Скандинавский стиль
Натуральность, простота и естественность отличают скандинавский стиль. Это стиль без затей: дощатые полы из светлого дерева, светлые стены, простая деревянная мебель. Краски к полу и мебели если и применяются, то тоже светлых натуральных ...