Внутренний вид храма во многом напоминает современные ему постройки, но есть и отличия. Относительно большая подкупольная высота и специально устроенное освещение верхней части храма придают его объему вертикальную доминанту. Эффект кажущегося устремления вверх усиливает глухая стена иконостаса, отделяющая от молящихся алтарное помещение. Своды храма внутри имеют своеобразный килевидный профиль, почти готический, напоминая силуэт наружного завершения храма.
В арке, между холодной и теплой церквами, была расположена гробница Блаженного Исидора. Об этом свидетельствует опись церкви Вознесения 1852 года, в которой сказано: "В 1786 году по благословению преосвященного Арсения, архиепископа Ростовского и Ярославского, прикладен с южной стороны придел во именование опочивающего здесь мощами в стене, под спудом угодника Божия святого Исидора Блаженного Ростовского чудотворца".
Стены храма до 1720-х годов оставались белыми, что дополнительно подчеркивало необычность интерьера. В храме тогда имелся деревянный иконостас, который, к сожалению не сохранился. В 1572 году по повелению Иоанна Грозного в иконостас церкви были сделаны уникальные царские врата. Они не похожи на обычные, и состоят из резных иконок, украшенных многолепестковыми килевидными арками. Резные иконки оплетает плоская ажурная орнаментальная резьба, состоящая из растительных побегов, заканчивающихся и перемежающихся круглыми бляшками. Резчик, по-видимому, хорошо был знаком с восточными орнаментами. Царские врата того же автора находились в Пафнутьево-Боровском монастыре. В настоящее время врата находятся на хранении в Ростовском музее.
Очевидно, одновременно с росписью церкви в 1720-е годы тябловый иконостас был демонтирован и заменен так называемым каменным иконостасом, выполненным в технике настенной живописи. С небольшими утратами он и дошел до наших дней.
Стенная живопись была выполнена братьями Иконниковыми. Роспись поражает неисчерпаемой фантазией художников. В манере письма ярко выступает стиль барокко с его любовью к движению, к клубящимся складкам, к подчеркнутым поворотам человеческого тела и сложным архитектурным композициям.
Особенно интересны росписи нижнего яруса, которые посвящены житию Блаженного Исидора - выходца из "немецкой земли". Очень интересна сцена его прощания родителями, которая изображена на южной стене, где юноша в зелено-голубой шапочке готовится оставить богатый родительский дом, отправляясь в странствование.
Много внимания уделено архитектуре. В ее изображениях причудливо декорированные здания, украшенные портиками, соседствуют со знакомыми мотивами ростовского зодчества. Здесь можно было найти и изображение Успенского собора, не искаженного пристройками, и даже саму Вознесенскую церковь. К сожалению, все эти замечательные фрески были в 1873 году неумело поновлены масляными красками. Первоначальная роспись проглядывает лишь на тех участках стен, которые раньше были скрыты под иконами.
До начала 20 века в храме находились следующие святыни: древний шитый образ святого блаженного Исидора, бывший до 1816 года на гробе сего Угодника (дар Строгановых); жалованная грамота Михаила Феодоровича на право пользоваться причту сей церкви ругою из Московского Большого Дворца. В арке, между холодной и теплой церквями, находилась серебряная гробница блаженного, устроенная в 1817 году и служащая предметом почитания. Тут же был погребен и Стефан блаженный, упоминаемый в восточной агиологии преосвященного Сергия.
Другая информация:
Антифаллическая
Европа
В Западной Европе периода Реформации и Контрреформации старые привычки изменились и на сексуальность было наложено строгое табу. Рисунки гениталий или обнаженной натуры были закрашены или спрятаны под фиговыми листками. Только лишь в &quo ...
Влияние христианства на культуру Древней
Руси
Как повлиял выбор христианства на русскую историю и культуру? В период Х-ХIII веков происходил сложный психологический слом языческих верований и становление христианских представлений. Процесс смены духовных и нравственных приоритетов в ...
Использование фразеологизмов и идиом в речи, возможные ошибки
Русский язык богат фразеологическими выражениями, то есть устойчивыми словосочетаниями, образующими смысловое единство. В них отображены богатый исторический опыт народа, его быт, культура, трудовая деятельность. Они обладают экспрессивно ...
Меню сайта