Храм Вознесения - один из древнейших в Ростове. При возведении валов - оборонных сооружений - церковь бережно сохранили, окружив насыпью. Поэтому в своем названии она и получила приставку в валах. Внутри церкви имеется доска, на которой написано: "церковь эта поставлена по велению Иоанна Грозного на средства государевой казны в 1556 году, а строил ее мастер Андрей Малой.
В московском зодчестве это, пожалуй, один из первых известных случаев, когда на стене памятника помещена вкладная доска с именем зодчего. Андрей Малой - известный зодчий, государев мастер, много работавший в Москве. В Ростове им уже был выстроен в 1555 году Богоявленский собор Авраамиева монастыря - один из первых храмов нового асимметричного, многокупольного типа. Государев мастер хорошо знал архитектуру московских посадских храмов начала 16 века.
Возведенная им церковь является еще одной интересной репликой храмов этого типа – со свободным внутренним пространством, без столбов, перекрытым крестчатым сводом.
Крестчатый свод является русским изобретением; его конструкция строится на том, что четыре цилиндрических свода, соответствующие наружным, наиболее высоким частям стен, разрезают сомкнутый свод в направлении с севера на юг и с востока на запад. На их пересечении ставится световой барабан с главой. Крестчатый свод обусловливает почти квадратный план помещения и сложную по рисунку трехлопастную крышу.
Андрей Малой последовательно осуществил эту схему в церкви Исидора Блаженного. Такие церкви строились в течение первой половины 16 века, как утверждение догмата церкви о главенстве креста.
Храм Вознесения - один из последних сооружений, выстроенных в данном стиле, но вместе с тем вся постройка выполнена на столь высоком уровне, что Андрей Малой должен быть причислен к ведущим зодчим своего времени. Храм, по существу, очень скромен, но производит по-своему монументальное впечатление, так как его глава пропорционально меньше, чем его широкие трехлопастные арки, которыми заканчивается каждый фасад.
Фасад разделен на три прясла лопатками, из них средняя шире и выше боковых и завершена килевидной аркой, а боковые - полуарками. Такое трехлопастное очертание каждой стены придает всему сооружению устремленность вверх, еще более усиленное крупным барабаном с куполом и крестом. Решение северного и южного фасадов одинаково: портал несложного профиля и окно над ним подчеркивают ось симметрии. С востока к четверику храма примыкают три апсиды, невысокие, и, как обычно в ростовских памятниках, сильно выступающие вперед. С севера, запада и юга имелись входы, обрамленные кирпичными тесаными порталами изящного и строгого рисунка.
В наружных пропорциях храма соблюдается принцип золотого сечения, соотношение же внутренних размеров тоже не случайно. Крестчатый свод храма будто осеняет крестом молящихся.
В XVII - XIX вв. церковь подверглась переделкам. Вместо трехлопастных закомар появилось восьмискатное покрытие. В XVII веке с запада была пристроена трапезная. В 1770 г. с юга пристроен придел св. Исидора Блаженного. Примерно в то же время была изменена форма купола церкви. В XIX веке появилась колокольня.
Другая информация:
Альбомные квилты
Среди самых красивых ранних художественных квилтов выделяются так называемые альбомные квилты, которые символизировали дружбу или «свободу» и дарились друзьям или родственникам на память, особенно когда они куда-то переезжали, например на ...
Первые шаги в режиссуре
Учась во ВГИКе, Никита Михалков снял несколько комедийных сюжетов для «Фитиля» и курсовую работу – лирическую короткометражку « .А я уезжаю домой» по сценарию, написанному вместе с Евгением Стебловым.
Его дипломной работой стал короткоме ...
Сакура
Для японцев Сакура
— символ чистоты и благополучия. Цветение сакуры для японского крестьянина являлось сигналом к посадке риса! Поэтому если некаждая семья, то каждая деревня имела одно или несколько таких деревьев. Цветение сакуры сигнал ...
Меню сайта