60-е годы. Завершение творческого пути

Страница 3

От позднего творчества Тьеполо путь ведет, с одной стороны, к Гойе, бесспорно вдохновлявшемуся и живописью и графикой Тьеполо, а с другой - к Жерико. Делакруа и Домье, которые в новых условиях, вооруженные новыми идеями и новыми методами, в известной мере продолжали традиции последнего великого венецианца.

Таким образом, это период глубоко трагизма, который, наблюдая в обществе, художник перенес в свои произведения, период разочарований и потерь.

Произведения Тьеполо явились наиболее значительным и всеобъемлющим выражением современной ему художественной культуры: в его творчестве как бы скрещиваются, сливаясь воедино, различные направления, существовавшие в итальянском искусстве 16-18 веков. Гуманистические традиции Возрождения, воспринятые Тьеполо прежде всего через постоянно вдохновлявшую его полнокровную, жизнеутверждающую живопись Веронезе; традиции барочных декоративных росписей как особой, самостоятельной области искусства со своими специфическими законами и средствами выразительности; живопись представителей "оппозиционного течения" в итальянском искусстве, обращенного к теневым, трагическим сторонам действительности; венецианский театр 18 века; традиции собственно венецианской школы живописи с ее гармоническим и звучным колоритом, декоративными тенденциями и т. д.; наконец, традиции непосредственных предшественников Тьеполо - Пьяцетты и Себастьяно Риччи, - таков далеко не полный перечень основных стилистических источников, нашедших отзвук в искусстве Тьеполо.

Среди всех этих многообразных, переплетающихся между собой художественных влияний особую роль играет отношение Тьеполо к традициям Возрождения. Собственно говоря, слово "традиции" не выражает во всей полноте истинного значения, которое имели великие мастера Возрождения для последующих этапов итальянского искусства, постоянно обращавшегося к их произведениям как к живому эстетическому идеалу, - утверждая этот идеал или, наоборот, активно отрицая его. Отсюда две основные тенденции развития итальянского искусства 16-18 веков - кдассицизирующая и антиклассическая: стремление сохранить во что бы то ни стало, пусть ценой отказа от их жизненной достоверности, недосягаемую гармонию и величие образов или же, наоборот, безудержное отрицание классического идеала в показе неразрешимых противоречий действительности.

В 18 веке противоречивость итальянского искусства, поляризация внутри него отдельных художественных направлений выразились с особой резкостью и определенностью, но одновременно получила развитие и тенденция к сглаживанию противоречий, к объединению разнородных стилистических элементов, что в высшей степени присуще творчеству Тьеполо. Яркие, исполненные живости и блеска, образы Тьеполо далеки от вымученного эклектизма, от сухого, надуманного подражательства, но в самой широте и "универсальности" диапазона художника, в обилии различных и зачастую противоположно направленных влияний, определивших сложение его стиля, заключен момент компромисса.

Сущность этого компромисса с достаточной полнотой выражена в самом характере искусства Тьеполо, где монументальное величие образов достигну-то за счет отрыва их от конкретной реальной среды и как бы "переведено" в условный, иллюзорный мир декоративных росписей. Не случайно элементы гротеска, беспокойно-дисгармонического мироощущения, в известной степени свойственные художественному методу Тьеполо, более всего проявились в его жанрах и графике, то есть в наиболее тесно связанной с живой действительностью части его искусства.

Тьеполо не пытается воздействовать на мысль и сердце зрителя, но стремится поразить его воображение и, несомненно, достигает этого пышной торжественностью образов, яркостью контрастов, радостной и величавой гармонией целого. Кроме того, кризис гуманизма, определивший идейную ограниченность венецианского искусства 18 века, одновременно проявился и в особенностях личности художника, в его идейно-эстетической и общественной позиции.

Страницы: 1 2 3 4

Другая информация:

Творческий метод в произведениях В.М. Васнецова
Определяя суть творческих достижений Васнецова, несомненно, что художник является провозвестником многих начинаний, новых идей и веяний, коренным образом изменивших лицо русского искусства конца XIX - начала XX века. Именно он первым отва ...

Эклектика
Использование смешанной стилистики или комбинация предметов различного происхождения, стилей и времен. Эклектика становится стилем в интерьере, если он спроектирован по принципу сочетания не более двух-трех стилистических типов, объединен ...

«Два сольфеджио»для смешанного хора посвящается В. Нестерову
Этот маленький виртуозный цикл демонстрирует хоровое мастерство Фалика во всем блеске. ХХ век знаменуется необычайным интересом к тембровой стороне звучания хора. Одной из характерных тенденций является использование речевого интонирова ...