Михайло-Афонская Закубанская общежительная мужская пустынь

Статьи по культуре » Храмы Кубани » Михайло-Афонская Закубанская общежительная мужская пустынь

Страница 4

После гибели настоятеля обители, трагическая судьба вскоре постигла и сам монастырь. После революции в 1920 г. земли, сельскохозяйственный инвентарь, производственные помещения и оборудование были у монастыря конфискованы. В 1926 г. на территории монастыря был образован Профсоюзный дом отдыха ГПУ, а в 1927 г. в стенах монастыря разместилась коммуна "Владилен". Несмотря на революционные потрясения, иноческая жизнь в монастыре продолжалась, и лишь в 1928 г. монастырь был закрыт, а монахи распущены. В опустевшем монастыре по указу Советской власти был образован Дом инвалидов, обитатели которого были расстреляны фашистами в период оккупации Кавказа. После освобождения Адыгеи от гитлеровских захватчиков на территории монастыря в 1944 г. расположилась детская колония. А в скором времени, в 1946 г., величавые стены храмов обители, хранившие вековую историю, были взорваны. А за тем была разорена и могила настоятеля обители. Жительница поселка, Татьяна Стрежнева, бережно собрала останки архимандрита Мартирия и перезахоронила их на поселковом кладбище. После расформирования детской колонии оставшиеся монастырские строения перешли в ведение Каменномостского плодосовхоза. А в 1972 г. останки зданий и территория были переданы в Краснодарский краевой комитет по туризму, и там была образована турбаза "Романтика". В 90-е годы это АО "Романтика – тур". В апреле 2001 г. согласительная комиссия администрации президента Республики Адыгея и Майкопско - Адыгейского епархиального управления начала разрабатывать документы о передаче части территории монастыря Русской Православной Церкви. Окончательно вопрос о передаче всего монастырского комплекса Православной Церкви был решен в 2003 г.

6 сентября 2001 г. епископом Майкопским и Адыгейским Пантелеимоном настоятелем монастыря назначен иеромонах Мартирий (Пянтин), который вместе с монастырской братией возрождает традиции святой обители. Православные монастыри всегда отличались строгостью богослужений и особым молитвенным настроем. Образцом монашеского служения во все времена являлась Святая гора Афон, благодаря верности церковному уставу и преданиям.

Свято - Михайло - Афонская пустынь, которая своим основанием обязана архимандриту Мартирию и монахам, прибывшим с ним со Святой горы Афон, в своем втором рождении сохранила верность древним традициям.

По благословению Его Преосвященства Преосвященнейшего Пантелеимона, епископа Майкопского и Адыгейского братия обители живет и совершает богослужения в соответствии с Афонским уставом. Монашеские одежды имеют свои особенности. Так, скуфья - цилиндрической, а не шлемовидной формы; наметка (куколь) набрасывается поверх скуфьи, а не прикреплена к ней; священники, за исключением настоятеля и очередного служащего иеромонаха, не носят наперсного креста. Свои отличия есть и во внутреннем убранстве храма: имеются стасидии (формы) - особые седалища, где монахи находятся во время богослужения; праздничная икона располагается справа в проскинитарии (аналое), особо устроенном месте для икон. Во все двунадесятые и Великие, а также престольные праздники монастыря совершаются всенощные бдения, длящиеся, как правило, 8 часов. По воскресным и праздничным дням в монастыре совершается чин о Панагии (с греч. "Всесвятая"). Трапеза, являющаяся согласно уставу продолжением богослужения, с апостольских времен сопровождается особенными молитвословиями и возношением хлеба - Панагии (особой просфоры) в честь Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы. После совершения Божественной Литургии братия обители идет в трапезную. За ней под пение праздничного тропаря следует настоятель в праздничной мантии. По завершении трапезы с особыми молитвословиями совершается возношение Панагии, которая раздается братии для вкушения. Затем все присутствующие подходят под благословение настоятеля, в то время как пономарь совершает каждение праздничной кацией (ручной кадильницей). По возвращении в храм совершается отпуст чина Панагии. Для созыва на молитву, помимо общепринятых колоколов, используется деревянное било.

Сегодня монастырь населяют 10 человек, перед которыми стоит цель вернуть Михайло - Афонской пустыни значение духовного центра на Северном Кавказе. Поэтому, наверное, символично, что нынешний настоятель монастыря был пострижен в малую схиму с именем Мартирий. Прежде всего, усилия монахов и их настоятеля направлены на восстановление храма, где с первых же дней проводятся богослужения. Обретает обитель и новые святыни. Стараниями настоятеля иеромонаха Мартирия одним благочестивым иеродьяконом монастырю были переданы частицы Животворящего Креста Господня и частицы мощей святых угодников Божиих - св. первомученика архидьякона Стефана, св. равноапостольной Марии - Магдалины, св. великомученика Георгия Победоносца, св. великомученика Пантелеимона Целителя, преподобной Ефросинии Полоцкой, преподобного Герасима Иорданского, св. мучеников Антония, Иоанна и Евстафия Литовских, преподобного Германа Соловецкого, Иринарха Соловецкого, частицы гроба Святейшего Патриарха Тихона и преподобного Далмата. Уже сегодня паломники могут поклониться частицам мощей святых угодников Божиих и частице Животворящего Креста, которые хранятся в монастырском храме в специальных ковчегах. Особое внимание монахи уделяют расчистке подземного храма-часовни, который был приведен в состояние полной разрухи за годы советской власти. Многое уже сделано: разобраны завалы в переходах, освобождены от мусора кельи, где в уединении молились прежние обитатели монастыря. Конечно, работы еще - непочатый край, но отец Мартирий твердо уверен - подземный храм-часовню монахи восстановят, там будут непрестанно гореть лампадки, и свершаться неусыпаемая псалтирь.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другая информация:

«Утомленные солнцем» - «недетская сказка про Ятим и Ясум»
«Утомленные солнцем» — пример того, как нужно снимать кино. С самого начала зритель понимает, что имеет дело с профессионалами — как в кадре, так и за его пределами. В этой картине много персонажей, причем даже те, которые исполняют мален ...

Дерзновенный взлет человеческой мысли
В период раннего Возрождения в искусстве утверждается индивидуальный характер, личность художника. Искусство поднимается выше науки и поэзии, оно высоко ценимо. Из разряда ремесел архитектура, живопись, скульптура перешли в область высоко ...

Гуманизм и рационализм в культуре возрождения
Эпоха Возрождения открывает новый этап в осмыслении культуры. В утверждаемой системе ценностей, духовной культуры в целом на первый план выдвигаются идеи рационализма (от лат. Rationlis - разумный) и гуманизма ( от лат. Humanus – человечн ...