Майкопская и Адыгейская епархия Русской Православной Церкви расположена в центральной части Северного Кавказа, который с древних времен является колыбелью христианства. Первые семена христианского вероучения были занесены сюда еще в I в. благодаря апостольской деятельности Андрея Первозванного и Симона Канонита.
По церковному преданию святой апостол Андрей Первозванный в 40 г. от Рождества Христова проповедовал христианство среди горских народов: алан, абазгов и зикхов. Здесь же проповедовал и апостол Симон Канонит, могила которого, согласно церковного предания, находиться в г. Никополе (недалеко от г. Сухуми), расположенном между Абхазией и Джигетией. В начале I в. н. э. они проповедовали в Мингрелии и на территории Кубани у причерноморских зихов и босфоритян. Более того, согласно легендам, большинство нартов были христиане. Всего с проповедью на Кавказе побывали пять святых апостолов: Андрей Первозванный, Матфей, Иуда Фаддей, прозванный Левием, Варфоломей и апостол от семидесяти Фаддей.
Северный Кавказ издавна входил в зону влияния великих цивилизаций Востока, и предки адыгов имели свою богатую культуру, о высоком уровне которой позволяет судить наличие городов и монет, например, на территории Синдики. Все это способствовало тому, что семя христианской веры нашло среди древних адыгских племен благодатную почву.
В первые века н. э. адыгские племена имели тесные торговые связи с Боспором, Византией, Иберией, Албанией. Через Северный Кавказ проходила трасса "Великого шелкового пути". В эпоху императора Юстиниана (525-527 гг.) позиции Византии на Северном Кавказе еще более усилились. Бывшее Боспорское царство стало провинцией Римской империи. Именно к этому времени относится начало обращения адыгов в христианство и появление на Кавказе греческих миссионеров. Воспоминания о Юстиниане надолго сохранились в адыгском фольклоре: "Греческий император Юстиниан, - говорит адыгский просветитель Ш. Ногмов, - по сказанию старцев - Юстин или Юстук, был союзником адыгского народа и даже называл себя адыгейским витязем. С помощью предков адыгов он одолел врагов империи. После того Юстиниан обратил милостивое внимание на адыгов и стал прилагать старания к обращению их в христианство. Адыги приняли его без сопротивления, что и послужило сближению двух этих народов. Имя Юстиниана было в таком уважении между адыгами, что для подтверждения своих слов люди клялись юстиниановым столом или троном".
Византия прилагала большие усилия для распространения христианства на Северо-Западном Кавказе. Уже в первой половине VI в. адыги и абхазы имели свои епископские кафедры.
В 861 г. г.Таматарху (Тамань) посетили славянские просветители братья Кирилл и Мефодий. В это время Таматарху был вполне византийским городом, имевшим свою епископскую кафедру. Силуэт города определял кафедральный собор, окруженный церквями и монастырями. Побывали Кирилл и Мефодий и на земле адыгов.
Приморские адыги (зихи) издавна считались христианами. В память об их крещении была воздвигнута базилика в нынешней ст. Ново-Михайловской. До путешествия Кирилла и Мефодия (VIII – IX вв.) епископ Таматархи пытался распространить христианство и среди закубанских адыгов (касогов). Но православной к этому времени стала лишь племенная знать. Именно от священников и епископов ведут свое начало многие дворянские роды Черкесии.
Христианские священники – шогени ("шеуджен") и епископы ("шехник"), упоминаемые во многих адыгских сказаниях, принимали меры к распространению христианства греческого обряда. Предание сохранило даже название места, где жил первый епископ, пришедший из Греции. Оно находится недалеко от Нальчика и называется "Лесистый курган". До нас дошли строки, прославлявшие священника, обитавшего на "Лесистом кургане":
Шехник наш защитник и воспитатель,
Шехник наш свет.
Он парит в воздухе, как земная птица,
Поднимается под облака
И видит творящих беззаконие.
Ребро его - не простая кость,
Но кость слоновая.
Воспитатель рассуждал о законе Божием…
И ангелы беседовали с мудрым старцем,
И благородный золотой крест сияет на его груди.
Другая информация:
Трансформация художественных канонов в эпоху Возрождения
Привычные искусствоведческие анализы и объяснения произведений искусств и художественного творчества сегодня уже не могут нас устроить по многим причинам. Им на смену приходят различного рода теоретические реконструкции: культурологически ...
Н.Гоголь. Переход от лирического романтизма к реализму
Друг и современник Пушкина Николай Гоголь (1809- 52) приобрел известность и славу после публикации цикла малороссийский повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки», где удивительно романтично нарисовал картину народного быта. Соединив фанта ...
Структура
христианского вероучения
Человек создан Богом по “образу и подобию Божию”. т. е. является личностью, обладающей свободой и творческой способностью. Свобода личности связана с тем, что она воплощает в себе надмирный дух, происходящий от Божественного Духа. Перворо ...
Меню сайта