История строительства храма

Статьи по культуре » Храм Покрова на Нерли » История строительства храма

Страница 3

Композиция храма характеризовалась четко выраженной ярусностью — от его белокаменного пьедестала через плечи галерей к полукружиям закомар и к легкой шлемовидной главе. Как и в ансамбле Боголюбовского замка, здесь ясен переосмысленный первоисточник — тот же собор Софии в Киеве с его могучим ступенчатым объемом, опоясанным открытой галереей. Но здесь все лиричнее, изящнее и одухотвореннее в соответствии с многосложностью идейного смысла памятника. В его образе с тонкой поэтичностью воплощены и представления о покровительнице владимирских людей — деве Марии, и атмосфера ее чудес, и сила ее победоносного царственного заступничества, восхваляемого в сочиненных владимирскими витиями песнопениях покровской службы. Храм Покрова на Нерли с достоинством встречал иноземцев у ворот Владимирской земли, говоря языком камня о ее силе и красоте. Архитектурная мысль владимирских зодчих проявила здесь свою широту и углубленную философскую мудрость архитектурного образа.

Храм символизировал собой мироздание, и фантазия художников стремилась отыскать в нем место для реальных красот. Уже в самом декоративном начале владимиро-суздальской пластики заложено определенное видение мира, понимание его чувственной прелести и восхищение ею, наивное и искреннее восхищение богатством и внутренней стройностью Вселенной, которое стоит в преддверии ее познания и без которого последнее невозможно.

В немалой степени всему этому содействовало умножение числа своих, владимирских зодчих, выросших на широком княжеском строительстве. Выходцы из среды городских ремесленников, они внесли в архитектуру теплоту народной поэзии и горячее чувство любви к родной земле, к ее прославлению языком камня. Именно благодаря их мастерству мы можем сказать, что в этом тонком понимании взаимозависимости архитектуры и природы сказывается характерная для древнерусского зодчества черта.

Таким образом мы видим, что для строительства, осуществлявшегося князем Андреем характерно стремление усилить воздействие архитектурных произведений, всемерно использовать возможность изобразительного искусства для выражения в религиозной форме политических идей. Впоследствии эта тенденция, постепенно нарастая, получит дальнейшее развитие во владимиро-суздальском зодчестве и станет одной из наиболее характерных его черт.

Страницы: 1 2 3 

Другая информация:

Живопись Микеланджело «Святое семейство», или «Мадонна Дони»
О живописи Микеланджело говорил подчас с высокомерием, даже раздражением, как не о своем ремесле. И однако, под впечатлением его живописи Гете писал в своем дневнике: «Я уже не ощущаю вкуса к природе, так как я не могу на нее смотреть так ...

Судьба картин В.Поленова
Что же потом стало с картинами Поленова? Как они очутились в Америке и были проданы там с молотка? Об этом подробно можно узнать из писем И.Э.Грабаря, члена Комитета Выставки русского искусства в Америке, устроенной в Нью-Йорке с 8 марта ...

Общие идеи
Музейные экспозиции в своем развитии прошли путь от незатейливых «выкладок» музейных предметов до композиций из многих составляющих в специально организованном архитектурном пространстве. Вехи на этом пути обусловлены, прежде всего, теми ...