Слово «наука» буквально означает знание. Под знанием имеются в виду удостоверенные сведения о материальных и духовных явлениях, верное их отражение в сознании человека. Наш разум движется от незнания к знанию, от поверхностного знания ко все более глубокому и всестороннему. Знания могут быть различными: житейскими, донаучными и научными, эмпирическими и теоретическими.
Элементарные знания свойственны животным, которые располагают верной информацией о некоторых свойствах вещей и их простейших отношениях, что является необходимым условием их верной ориентировки в окружающем мире. Элементарными житейскими знаниями располагают дети раннего возраста. Каждый человек в ходе своей жизни приобретает множество эмпирических сведений о внешнем мире и о самом себе. Уже первобытные люди обладали немалыми знаниями в форме передаваемых от поколения к поколению полезных сведений, обычаев, эмпирического опыта, производственных рецептов; они многое умели делать и их умения основывались на знаниях. И житейские, и донаучные и научные знания основаны на практике. Все виды знания являются верным отражением вещей. Но тем не менее научные знания существенным образом отличаются от от житейских и донаучных. Житейские, эмпирические знания, как правило, сводятся к констатации фактов и их описанию. Например, моряки превосходно знали, как надо пользоваться рычагами, а купцы - весами. Это было известно задолго до того, как Архимед открыл закон рычага. Но этот закон дал возможность создать новые механические изобретения, которые не пришли бы в голову никакому практику. Научные знания предполагают не только констатацию фактов и их описание, но и объяснение фактов, осмысление их во всей системе понятий данной науки. Научное познание отвечает на вопросы не только «как», но и «почему» протекает событие. Сущность научного знания заключается в том, что за случайным оно находит необходимое, закономерное, за единичным – общее и на этой основе осуществляет предвидение различных явлений, объектов и событий. Венец научной работы есть предсказание. Оно раскрывает нам даль грядущих явлений или исторических событий, оно есть признак, свидетельствующий о том, что научная мысль подчиняет задачам человечества и силы природы, и силы, движущие мысль общественную. Весь прогресс научного знания связан с возрастанием силы и диапазона научного предвидения. Предвидение же дает возможность контролировать процессы и управлять ими. Жизненный смысл всякой науки может быть охарактеризован так: знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы действовать.
Следовательно, важнейшими функциями науки являются описание, объяснение и предсказание процессов и явлений объективной действительности на основе открываемых ею законов и закономерностей.
Что же описывает, объясняет и прогнозирует наука в целом ?
Она описывает окружающий мир, объясняет его явления и прогнозирует ход происходящих в нем процессов.
Современный научный взгляд на мир заключается в том, что он состоит из трех сущностей: вещества, энергии и информации. Эти три сущности и являются объектом науки либо все вместе, либо порознь. В том случае, когда указанные сущности исследуются отдельно либо в каком-то частном их сочетании, осуществляется переход к отдельным конкретным наукам.
Другая информация:
Художники Виктор и Аполлинарий Васнецовы
Васнецов Виктор Михайлович (3 (15) мая 1848 — 23 июля 1926) художник. Родился в с. Лопъял Вятской губ. (ныне Уржумский р-н) в семье священника М.В. Васнецова. Учился в Вятском духовном училище (1858—1862), Вятской духовной семинарии (1862 ...
Театральное искусство
Театральное искусство – это одно из самых сложных, самых действенных и самых старинных искусств. Притом оно неоднородно, синтетично. В качестве составляющих в театральное искусство входят и архитектура, живопись и скульптура (декорации), ...
Материальная культура первобытных людей
Для верхнего палеолита характерно наличие разнообразных по форме, более совершенных по обработке и специализированных по назначению орудий труда, знаменующих собой скачок в развитии производительных сил.
Отделка орудий труда стала более ...
Меню сайта