Общие идеи

Музейные экспозиции в своем развитии прошли путь от незатейливых «выкладок» музейных предметов до композиций из многих составляющих в специально организованном архитектурном пространстве. Вехи на этом пути обусловлены, прежде всего, теми смыслами, которые придавало общество музеям, в целом, и музейному предмету, в частности, в разные эпохи. Свою задачу мы видели в том, чтобы использовать накопленный музейщиками опыт в создании экспозиций, не растерять те рациональные «зерна», которые мы вместе приобрели за историю развития.

Сегодняшнее время для музеев – время поисков новых возможностей. Это касается всех областей музейного дела, в том числе экспозиционного. Музейные выставки и экспозиции меняют свою направленность в сравнении с недавним прошлым. Мы наблюдаем, что пересматривается тематика, практикуется более зрелищный, детализированный и углубленный показ, внимание, как правило, акцентируется на подлинном музейном предмете. Прошлое предстает перед нами во все более «очеловеченном» виде.

Обновление внутреннего содержания музейных экспозиций влечет за собой развитие экспозиционной и дизайнерской мысли, стимулирует поиски новых идей для художественного проектирования. Изменение критериев и стандартов окружающей нас культурной среды подталкивает музеи ко все более совершенной эстетической организации интерьеров музейных залов. Необычайно актуальным явлением становится экспозиционный дизайн. Он оперирует предметом и пространством, занимая промежуточное положение между искусством и архитектурой. Новые возможности дает появление современных материалов и оформительских технологий. Расширяется понятие музейного предмета, в частности, мы материализуем свое знание прошлого либо представления о нем путем создания различного рода экспонатов – макетов, манекенов исторических персонажей и т. п.

Однако, относясь к области культуры, музеи имеют прямое отношение к науке. Нельзя не учитывать, что посредством музеев именно добытые наукой знания становятся достоянием общественного сознания. Хотя понятно, что научное знание соотнесено в музеях с их особой спецификой, обусловленной самим характером музейных предметов, являющихся фрагментами сложной реальности ушедших эпох.

Имея в виду вышеизложенное, мы приступили к созданию экспозиции археологического музея в Челябинском госуниверситете, поставив перед собой задачу «соединить» музейный предмет, его научное «прочтение» и современный музейный дизайн. Другую задачу мы видели в создании экспозиции с высоким информационным потенциалом для того, чтобы максимально использовать в работе такую традиционную музейную форму работы с посетителями, как тематическая экскурсия. При отборе вещественного материала учитывалась экспозиционная выразительность предметов, возможность при их посредстве раскрыть какой-либо из предполагаемых экспозиционных сюжетов, а так же стремление показать разнообразие вещного мира древности. Экспозиция выстроена хронологически, что является одним из шагов к восприятию современного научного знания о древности. Прошлое разделено для того, чтобы впоследствии оно предстало в целом виде в сознании наших посетителей. В каждом из хронологических разделов отражены сюжеты, посвященные развитию техники и технологий в древности, этнической истории Южного Урала, воздействию человека на природный ландшафт и влиянию природной среды на образ жизни людей, материальной и духовной культуре, искусству, религиозным представлениям и миропониманию людей. Внешний облик человека является предметом одной из сквозных сюжетных линий, мы даем возможность посетителю сравнить современные реконструкции с тем, каким видел себя сам древний человек.

Другая информация:

60-е годы. Завершение творческого пути
Шестидесятые годы знаменуют новый и последний этап в творческом развитии Тьеполо. В декоративной живописи первые его симптомы мы наблюдаем в плафонах палаццо Каносса в Вероне и палаццо Пизани в Венеции. Основные принципы нового декоративн ...

Области проявления конфликта между человеком и предметным миром в дизайне
В этом параграфе обозначим источники противоречия между человеком и предметным миром в дизайне. Одной из причин конфликта выступают недостатки существующих методов проектирования. На сегодняшний день развитие дизайна задают рыночные механ ...

Аргументирование в ораторском искусстве
К аргументам, чтобы они были убедительными, предъявляются следующие требования: 1. В качестве аргументов могут выступать лишь такие положения, истинность которых была доказана или они вообще ни у кого не вызывают сомнения. 2. Аргументы ...