Философское и эстетическое толкование творчества С. Дали

Статьи по культуре » Философское и эстетическое толкование творчества С. Дали

Страница 8

Параноидальность наиболее полно выражается в бредовых видениях, ночных кошмарах, снах, мистических видениях. Испанские мистики, полагал он, все были сюрреалистами (как и основатель монашества св. Антоний).

«Паранойя, – писал он, – систематизирует реальность и выпрямляет ее, обнаруживая магистральную линию, сотворяя истину в последней инстанции».

Суть своего метода он видит в свободном от разума проникновении в сферу иррационального и «победу над Иррациональным» путем его художественной «рационализации» – создания «рукотворной цветной фотографии, зримо запечатлевшей иррациональное, его тайны, его странности, его утонченность и оголенность».

С помощью своего метода Дали пытался «прочитать» и передать в своем искусстве «послание из вечности», которое открывается лишь во сне и в бредовых состояниях.

Всякая «хорошая живопись», считал он, содержит в той или иной форме это «послание». А к этой живописи Дали относил названных выше классиков искусства, Пикассо и Миро из своих современников и, в первую очередь, свое собственное творчество.

Этот метод, естественно, требовал от художника высочайшего профессионализма в живописной технике, умения создавать «рукотворные фотографии», т.е. предельно иллюзионистические изображения. Отсюда постоянное стремление Дали к овладению всеми тонкостями живописной техники старых мастеров, его культ Рафаэля, Леонардо, Вермера, постоянные размышления о значении Традиции, о Ренессансе, классицизме и т.п.

Отсюда и его резко негативное отношение практически ко всем своим современникам-авангардистам (ибо они отрицали значение классической живописной техники, или пренебрегали ею) и особенно – к абстракционистам, которых он едко высмеивал и вообще не считал за художников. Он был убежден, что после Первой мировой войны авангардисты практически уничтожили живопись, а он, Дали, призван возродить, «спасти» ее (не случайно, писал он, я и имя ношу – Спаситель – Сальвадор).

Он верил в новый «ренессанс» живописи после варварского современного «средневековья» и стремился сказать своим творчеством первое слово в этом «ренессансе».

И вместе с тем Дали не без оснований снискал себе славу великого разрушителя священных заповедей, канонов искусства. Трудно отделить его имя от громких художественных скандалов и эпатажа широкой публики. Элемент игры, мистификации пронизывает почти все его творчество. Чудачества Дали – притча в языках. Не чужд он и саморекламы, достигнув на этом поприще, может быть, наибольших успехов среди модернистов.

Многие серьезные темы – трагические, религиозные, гражданские – он решает бурлескно, почти хулигански бравурно. И это при том, что сюрреализм Сальвадора Дали – это прежде всего выражение мрачного и ужасного в реальном мире.

И опять процитируем Дали: «В каждой своей картине я стремился изложить целую жизненную программу. Я хотел выразить потерянного человека в холодном и равнодушном мире. Трагедия людей – в их одиночестве».

Дали не оставался в стороне от событий.

Откликом на происходившее в I936-I939 гг. в Испании стала знаменитая картина «Предчувствие гражданской войны». Какое уж там предчувствие! На полотне разъяренность: разодран тазобедренный сустав, вверху – оскаленное хамской злобностью звериное лицо мужчины, в центре картины – могучая мужская рука сжимаёт в кулаке нечто, бывшее когда-то женской грудью, с напряженного соска капает кровь . Жестокость и эротика сплетены насильно самой природой, самой войной. Страшная по своей сущности картина.

Как же соединяются отмеченные противоположности в эстетике С. Дали и соединяются ли они вообще? Это вопрос о единстве мировоззрения художника, об основных его принципах.

Есть ли творчество С. Дали только воплощение бессознательного слоя психики, спонтанно реагирующего на внешний мир и создающего причудливый синтез реального и ирреального, разумного и алогичного?

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10

Другая информация:

Распространение ваххабизма
Если бы ваххабизм оставался в пределах Саудовской Аравии, считает Бабикова О.П, особых проблем не возникало бы [1, 23]. Однако с начала 70-х гг. ваххабизм стал целенаправленно и очень активно распространяться за пределами Саудовской Арав ...

Функции библиографической информации
В библиографоведческой литературе приводятся несколько десятков наименований функций библиографии и её составляющих. Большинство авторов (М.Г. Вохрышева, В.А. Фокеев) ведут речь о функциях библиографии в целом или видов библиографии. О.П. ...

Проявление взаимоотношений «человек – техника»
Общепризнанно, что техника обогащает человеческое существование, что она есть средство, с помощью которого человек приспосабливает среду к себе, сберегает свои усилия, изменяет обстоятельства, облегчает жизнь. Вместе с тем, во взаимоотнош ...