Развитие украинской культуры ХХ в. можно охарактеризовать как период ее национально- государственного возрождения, начатый демократическими преобразованиями с 1917 г. Несмотря на все неурядицы, связанные с изменением политических режимов, которые устанавливались в Украине, культурная жизнь продолжала развиваться. Широкий размах приобрело создание новых общественных культурно-творческих организаций и объединений, которые сплотили вокруг себя значительные кадры украинской интеллигенции. Отличительной чертой того времени стало открытие украинских школ. Возродилась деятельность «Просвит».
Революционные события существенно повлияли на содержание литературно-художественной жизни. Молодые поэты и писатели группировались вокруг многочисленных литературных студий и кружков, редакций газет и журналов, литературных альманахов. Поэзия Т. Шевченко, И. Франко, Л. Украинки – та почва, на которой сформировались П. Тычина, В. Чумак, В. Сосюра, М. Рыльский и др. Видными произведениями украинской литературы стали сборники стихов «Плуг» и «Солнечные кларнеты» П. Тычины, «Красный запев» В. Чумака, «Красная зима» В. Сосюры. Пользовались популярностью прозаические произведения С. Васильченко, А. Головко, П. Панча, О. Вишни, С. Пилипенко и др.
Острая классовая борьба породила разные идейные платформы в литературе и искусстве, распространенным стало течение «модернистского символистского направления». Главным врагом искусства представители этого течения считали реализм. Из заметных представителей этого течения можно назвать М. Семенко, Г. Коляду, Г. Шкурупия, Д.Бузька и др.
Особые позиции в молодой советской литературе занимали неоклассики (сформировались в 1922 г.) К ним принадлежали М. Рыльский, М. Зеров, П. Филиппович, М. Драй-Хмара и др. Они выступали за высокую культуру слова и художественной формы; идеалом для них было далекое прошлое, примером настоящего искусства служили образцы античной поэзии и других древних эпох.
В 1918 г. в Киеве было открылись три театра – Государственный драматический, Государственный народный и Юного зрителя (возглавил его Л. Курбас). В театрах Киева, Харькова и других городов работали выдающиеся мастера сцены М. Заньковецкая, П. Саксаганский, А. Бучма, В. Василько, Б. Романицкий, Ф. Барвинская и др. Со сцены звучали произведения композиторов Украины, последователей Н. Лысенко – Я. Степового, К. Стеценко, П. Демуцкого, В. Косенко, входила в творческую жизнь и молодежь – Г. Веревка, П. Козицкий, Б. Лятошинский и др. Значительным событием было создание в 1920 г. Государственной украинской странствующей капеллы «Думка», которая со временем стала одним из лучших коллективов Украины. Быстро шел процесс становления украинской прессы. Уже в 1917 г. на украинском языке издавалось 63 периодических издания. Развивается высшее образование. В конце 1920 г. в вузах Украины обучается 57 тыс. студентов.
Центрами литературно-художественной жизни становятся клубы, библиотеки, редакции газет и журналов, профессиональные союзы (например: союз сельских писателей «Плуг», союз пролетарских писателей «Гарт»). Писатель Н. Хвылевой фактически стал лидером новой литературной организации – ВАПЛИТЕ (Вольная академия пролетарских писателей), которая существовала в 1925-1928 гг. Члены организации стояли на позициях самобытности украинской национальной духовности и европейских традиций.
Кроме пролетарских, действовали и группы «непролетарских» писателей: символистов (П. Тычина, Д. Загул, Ю. Меженко) и футуристов (Н. Семенко, Г. Шкурупий).
Другая информация:
Начало работы над темой Христа
В 1871 году он закончил юридический факультет Петербургского университета и - одновременно - Академию художеств, получив Большую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира». Награда эта давала право на поездку за границу на шесть ...
Культурно-исторические типы
Как уже говорилось, в своей книге «Россия и Европа» Данилевский пытается дать ответы на вопросы о дальнейшей судьбе России, взаимоотношении России и европейского мира.
1864 год. Пруссия и Австрия нападают на Данию и отторгают от нее два ...
Русская усадебная культура как историко-культурный феномен
О значении культурного наследия в жизни любого общества написано очень много. Являясь овеществленной традицией нескольких поколений, оно создает ту питательную среду, в которой развивается наша современная культура[2].
Среди широкого ряд ...
Меню сайта