Особенности развития украинской культуры в XIX веке

Статьи по культуре » Украинская культура: развитие и современное состояние » Особенности развития украинской культуры в XIX веке

Страница 2

В 90-х годах повышается интерес к драматическому искусству. Яркими представителями на этой ниве были М. Старицкий и И. Карпенко-Карый. Пьесы М. Старицкого «В темноте», « Ой, не ходи Грицю да на вечерницы» правдиво показывают жизнь украинского села. В духе критического реализма написаны пьесы «Наймычка», «Сто тысяч» и другие И. Карпенко-Карого.

Несмотря на запреты и ограничения царского правительства, сформировалось украинское театральное искусство, выросла плеяда замечательных актеров: М. Кропивницкий, П. Саксаганский, М. Заньковецкая, М. Садовский.

Украинское изобразительное искусство второй половины XIX в. развивается под влиянием реалистических тенденций, которые были продемонстрированы Товариществом передвижных художественных выставок, душой и организаторами которой были И. Крамской и художественный критик В. Стасов. Членами товарищества были и украинские мастера. Выставки экспонировались в Киеве, Харькове, Одессе и других городах Украины, вызывали интерес и позитивно воспринимались общественностью.

Существенное влияние на развитие прогрессивного реалистического искусства оказал И. Репин. Родился он на Слобожанщине в г. Чугуеве в семье военного поселенца. Он написал известные картины на украинскую тематику: «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Вечерницы», «Гопак», портрет Т. Шевченко; сделал много зарисовок из жизни и быта украинского народа.

Реалистические традиции, заложенные Т. Шевченко, продолжали К. Трутовский, Л. Жемчужников, М. Микешин, Л. Позен и др.

Особенную славу приобрел художник С. Васильковский, после окончания Санкт-Петербургской академии искусств. Он жил и работал в Харькове. Здесь он создал прекрасные пейзажи, в которых воспел красоту украинской природы, написал ряд картин на историческую тему: «Казаки в степи», «Казацкий пикет» и др.

Живопись также приобретала популярность в Украине. Создаются «Общества любителей изящных искусств», при которых открываются художественные школы, в частности в городах Киеве, Харькове, Одессе. Позднее они были реорганизованы в художественные училища, что и стало базой для формирования украинской профессиональной школы образовательного искусства.

В Галичине, под влиянием украинских идей, работали художники: Т. Копистинский, Т. Романчук, К. Устиянович и И. Труш. Темами своих произведений они избирали бытовую и историческую тематику, в пейзаже воспевали родной край, а И. Труш выполнил портреты И. Франко, В. Стефаника, Л. Украинки.

Во второй половине XIX в. наблюдаются определенные изменения в создании монументальной пластики. Одним из первых был установлен памятник князю Владимиру, работу над которым начал В. Демут-Малиновский, а закончил П. Клодт. Памятник украсил один из живописных парков Киева, который киевляне любовно назвали Владимирской горкой.

Зачинателем реализма в украинской монументальной скульптуре стал М. Микешин, автор многих монументов и памятников, установленных в Петербурге, Новгороде, Киеве. По его проекту в 1888 г. был создан памятник Б. Хмельницкому.

Для своего родного города Полтавы Л. Позен создал два памятника своим землякам – И. Котляревскому (1903) и Н. Гоголю (1915).

Музыка. Повышается интерес к изучению народной мелодии у композиторов, которые работали над украинской тематикой. Стоит выделить произведения П. Чайковского, А. Даргомыжского, А. Бородина, Н. Римского-Корсакова и др. Так, М. Мусоргский за по мотивам произведений Н. Гоголя написана опера «Сорочинская ярмарка», Н. Римский-Косаков – оперы «Майская ночь» и «Ночь перед Рождеством», П. Чайковский – оперу «Черевички», А. Бородин – оперу «Князь Игорь».

Страницы: 1 2 3

Другая информация:

Теоретические основы творчества Айвазовского
В основе творческого метода Айвазовского лежало романтическое восприятие мира. И это особенно характерно для его живописи 40-60-х годов. Художник всегда стремился и в жизни, и в явлениях природы выделять не типическое, а исключительное, н ...

Растения для групп камней
- Кипарисовик горохоплодный «Филифера Ауреа нана» (Chamaecyparis pusufera «Filifer Aurea Nana»), хвоя золотисто-желтая, сохраняет окраску зимой. - Можжевельник горизонтальный «Андорра компакт» (Junipera horisontalis «Andorra Compact»), х ...

Основные черты христианской культуры
Важны не его изречения, которых не так уж и много в Евангелиях. Главное – его нравственный облик. Не видя вокруг себя того, что должно быть, человек может постепенно разувериться в истине, порядочности, в правильной нормальной человеческо ...