Понятие «библиографическая информация» насчитывает от роду более полувека. Его можно обнаружить, например, в «Словаре книговедческих терминов» Е.И. Шамурина (М., 1958) в значениях письменного оповещения или устного сообщения о литературе.
Современные трактовки библиографической информации появились, когда ученые, отвлекаясь от отдельных библиографических описаний и других библиографических элементов, стали изучать характерные для них общие признаки, выделять типичные библиографические явления.
Кратко можно сказать, что библиографическая информация представляет собою обладающие общими признаками и свойствами множества поисковых образов документов.
В отличие от документа реальная библиографическая информация сохраняется не только на материальных носителях, но и в памяти, передается в устной форме. Она отражает не только отдельный документ, но также его фрагмент, обладающий самостоятельным смыслом, любые связные комбинации документов и фрагментов.
Документ представляет собою реальный факт, и информацию о нем можно считать фактографической. На это обстоятельство обратил внимание профессор А.В. Соколов [13]. Но в профессиональной литературе фактографической принято именовать небиблиографнческую, то есть привычную текстовую информацию в учебной, научной, справочной и других типах литературы. Если согласиться с А.В. Соколовым, придется говорить о фактографической библиографической и фактографической небиблиографической информации. Решение непродуктивное и поддержки не получило. Поэтому в дальнейшем изложении библиографическая информация будет рассматриваться как самостоятельный вид социальной информации.
Передаваемая библиографическая информация обозначается понятием библиографическое сообщение. Его предложил О.П. Коршунов [7]. Это абстрактное, обобщенное понятие. Библиографические сообщения в любом варианте состоят из библиографических записей. В дальнейшем изложении рассматриваются только те библиографические сообщения, которые зафиксированы па материальных носителях, в форме, воспринимаемой органами чувств человека, главным образом зрением.
Уверенное понимание сущности библиографической информации, свободная ориентация в ней возможны только в результате хорошего знакомства с миром документов в его разнообразии и, соответственно.
До 70-х гг. XX в. библиографическая наука основное внимание уделяла библиографическим указателям – статичной форме библиографической информации, присущей состоянию ее покоя. Даже карточные каталоги и библиографические картотеки характеризовались как неизменные объекты. Между тем в последние десятилетия происходит ускоренное развитие техники и экономики, стремительно меняется общественная жизнь. Это соответственно приводит к быстрой смене документов, а также источников их поиска. Центр внимания библиографов и ученых переметается к динамическим формам библиографической информации, к ее движению. Проследим изменения библиографической информации относительно одного документа.
Библиографическая информация исходно возникает в результате процедуры аналитико-синтетической обработки документов. Эта процедура заключается в выявлении элементов формы и содержания документа, позволяющих составить его сжатую (свернутую) информативную характеристику, и последующем объединении их в целостную библиографическую запись. Детально процедуры обработки документов изучаются в учебном курсе «Аналитико-синтетическая переработка информации».
Другая информация:
Сюрреализм и творчество Сальвадора Дали
В 1920-е годы в художественной культуре возникло новое направление — сюрреализм, провозгласившее источником искусства сферу подсознания (инстинкты, сновидения, галлюцинации), а его методом — разрыв логических связей, замененных свободными ...
Социодинамика русской культуры
Социокультурная история России отличается, по мнению многих исследователей, дискретным (прерывистым) характером. Выдающийся философ XX в. Н.А. Бердяев писал, что в русской истории “нельзя найти органического единства”. Он насчитывал “пять ...
Шесть секретов Уолта Диснея
Есть же такие имена - произносишь и погружаешься в состояние чистой радости! С Диснеем связано только светлое, чудесное, забавное. И ни капли печали и горечи.
А все потому, что знал великий аниматор, что созидание придает всему смысл, и ...
Меню сайта