Достижение конгруэнтности в ходе реализации теоретической модели

Страница 1

Поскольку фундаментальным понятием при построении модели создания гармоничной предметной среды становится «конгруэнтность», в начале главы можно привести схему, иллюстрирующую связь этого термина с остальными понятиями, необходимыми для работы.

Достижение конгруэнтности возможно двумя способами:

увеличение уровня потребности, позволяющее личности реализоваться более полно;

разрешение конфликта между потребностями, направленными в разные стороны.

И то, и другое происходит через изменение веса потребностей в существующей структуре впечатлений и активации новых, приводящих к изменению структуры.

Устранение блокирующих потребностей

Как уже было сказано выше, каждая потребность обладает определенным направлением движения. В случае если одновременно активируются потребности, направления которых противоположны, происходит торможение деятельности человека. Эту ситуацию можно проиллюстрировать отрывком из сказки про Буратино, который не мог сделать выбор между школой и цирком. В сторону школы выбор мальчика направлял новый букварь, но в цирк зазывали радостные голоса и музыка, и Буратино остановился. Потребности, которые активировали букварь и музыка, были одинаковы по весу и противоположны по направлению, это привело Буратино к обострению конфликта с собой. Каждая ситуация активирует определенное количество потребностей, которые направлены либо в одну сторону, либо в противоположные. Чем больше потребностей направлены в одну сторону, тем интенсивнее происходит действие и, наоборот, чем больше потребностей направлены в противоположную сторону, тем ниже энергетический фон производимых действий.

Рис. 13. Блокирование деятельности человека

Для поиска путей устранения такого конфликта рассмотрим три рисунка. На первом рисунке воспроизводится противоречивость мира. Солнце и луна, которые являются противоположными по смыслу предметами, провоцируют конфликт в сознании зрителя. На втором между солнцем и луной изображается «человек», который усиливает это противоречие. Можно посчитать, что Солнце и Луна указывают на положительные и отрицательные качества в человеке. В этом случае для понимания рисунка требуется постоянная смена смысловой структуры – происходит разделение его смыслового пространства. На третьем рисунке появляется Земля, которая объединяет противоположные смыслы в один более общий. Получается, что планета является предметом, устраняющим конфликт в рассматриваемой ситуации.

Рис. 14. Усиление и устранение конфликта

Таким образом, временно абстрагировавшись от веса той или иной потребности, можно сказать о трех возможных вариантах воздействия проектируемого предмета на структуру впечатления:

предмет существенно не меняет амбивалентности потребностей,

предмет усиливает конфликт потребностей, разнонаправлено существующих в человеке,

предмет разрешает конфликт, переключая структуру впечатления и давая разнонаправленным потребностям более широкое основание для удовлетворения.

Увеличение уровня потребностей

Еще раз вернемся к тому, что повышение уровня потребности средствами дизайна возможно и необходимо: уровень потребности напрямую связан с широтой реализации личности. Чем выше потребность, тем полнее реализуется личность, чем ниже, тем уже происходит ее реализация. Здесь можно возвратиться к аналогии с открытым и закрытым краном. Повышение уровня потребности можно уподобить переключению человека с закрытого крана на открытый. Более полное проживание ситуации приносит большую реализацию человека.

Рис. 15. Деформация личности, вызванная интенсивной реализацией потребностей низкого уровня

Деструктивный процесс реализации потребностей низкого уровня происходит в том случае, если потребности, находящиеся в области впечатления инициируют высокую степень деятельности человека, когда одна часть человека реализуется, а другая находится в заблокированном состоянии. В этот момент происходит деформация человека – уменьшение его до объема интенсивно реализуемой потребности, например, маниакальное увлечение марками, похудением или игровыми автоматами; в такой ситуации мир человека сужается до того, что он делает. Стереотипы, возникающие в процессе интенсивной реализации потребностей низкого уровня, укрепляются, равно как и связи между ними, создавая жесткий каркас, который мешает человеку развиваться. Обнаружить стимул, приводящий к изменению такого рода стереотипа, чрезвычайно сложно, к тому же, человек будет «закрываться» от него.

Страницы: 1 2

Другая информация:

Французское барокко - особенности развития стиля
Вторую половину ХVII века именуют "стилем Людовика ХIV" – это самый пышный, репрезентативный "большой стиль", барокко на французский лад, более упорядоченное, академическое, не столь церковное, сколь светское; барокко ...

Проектирование гармоничной предметной среды средствами индустриального дизайна
Неконгруэтность в детском игровом оборудовании. Фокусируя понятийный аппарат на анализ конкретного решения, прежде всего проясним, в чем заключается внутренняя и внешняя неконгруэнтность в случае стандартного подхода к детскому игровому ...

Хай-тек
Широкое распространение и множество поклонников получил стиль хай-тек. Его основателем был Норманн Фостер в 70-80-е годы XX века, раскрыв его в полной мере в архитектуре. Он обладает крайне специфической красотой, создаваемый брутальными ...