Критерии проекта
Основные критерии разрабатываемой модели – степень соответствия внешней и внутренней конгруэнтности. Все конфликты и несоответствия, обозначенные в первой главе, в конечном счете, охватываются этими двумя понятиями. Внешняя конгруэтность связана с когнитивной активностью и познавательными способностями, т.е. с той частью человека, которая взаимодействует с окружающим миром. Соответствие проектируемого предмета требованию внешней конгруэнтности связано с учетом целостности познавательных процессов по отношению к целостности рассматриваемого предмета. В случае если проектировщик предъявляет потребителю предмет, восприятие которого выходит за рамки его познавательных способностей, попытка понять предмет перегружает сознание потребителя и блокирует его дальнейшие действия в этом направлении. В случае если проектируемый предмет является частью впечатления, субъект может отвлечься на другой предмет в рамках своего впечатления, и тогда дальнейшие его действия будут детерминироваться внешними обстоятельствами. И в том, и в другом случае внешняя неконгруэнтность определяется степенью несоответствия смысловой целостности предмета и границ впечатления. Д.А. Норман, говоря об этом феномене, использует формулировки «зазор исполнения» и «зазор оценки». Вычленение зазоров, по его мнению, позволяет проанализировать причины неудачного дизайна и практических выводов по возможности его улучшения.
Рис. 11. Выражение внешней конгруэнтности через впечатление
Так же необходимо отметить и то, что подход к созданию впечатлений может быть: субъективным – собственное представление проектировщика о проектных ситуациях; и объективным – использование социологических данных и исследований психологов. Каждый из этих способов имеет достоинства и недостатки, но в любом случае окончательный выбор совершается проектировщиком.
Однако самый важный критерий проекта – соответствие внутренней конгруэнтности. Вторая природа предстоит перед человеком в виде реальности со столь высокой степенью разрозненности, что человек при взаимодействии с ней теряет свою целостность из-за возникающих противоречий между потребностями. Конгруэнтность достигается за счет отсутствия внутренних противоречий в человеке. В свою очередь, противоречия складываются из потребностей, направленных в разные стороны. Потребности, направляя деятельность человека в разные стороны, нарушают целостность человека, согласованность между его психологическими и физическими частями, и, как результат, происходит ослабление производимых действий либо негативное ощущение от реализации потребности. Это можно показать с помощью схемы. В первом случае активированные ситуацией потребности существуют в человеке как одно целое, во втором активированные потребности разделяют человека на взаимодействующую с ситуацией часть и остальную часть.
Рис. 12. Выражение внутренней конгруэнтности через впечатление
Задача проектировщика состоит в том, чтобы посредством предмета разрешить внутренние противоречия, добиться конгруэнтности процесса реализации потребностей. Другими словами, дизайнер заранее просчитывает процесс взаимодействия человека с окружающим миром – в контексте структуры согласованных потребностей, в конкретной проектной ситуации с точки зрения определенного субъекта и представляет ее посредством предмета в форме, объединяющей человека в единое целое для конгруэнтной реализации его потребностей. То, насколько целостно происходит процесс реализации потребности, определяет степень гармоничного взаимодействия человека с окружающим миром и является главным критерием качества проектируемого предмета.
Другая информация:
Сущность понятия “религия”
Религия может быть рассмотрена с двух сторон: с внешней, то есть, как она представляется постороннему наблюдателю, и с внутренней, которая открывается верующему и живущему в соответствии с духовными и нравственными принципами данной религ ...
Будущее цивилизаций
Тойнби считает, что столкновения между цивилизациями – наиболее вероятный путь, по которому может в будущем пойти человечество. Влияние Запада на остальной мир и ответные контрудары, контрвлияние других цивилизаций будут определять облик ...
Виды стилей и их характерные особенности. Ампир
Одно из поздних течений классицизма – ампир (первая четверть XIX в), возникшее в наполеоновской Франции (фр. empire – империя), углубляется еще дальше в художественно-прикладную ретроспективу веков – наряду с античной монументальностью пр ...
Меню сайта