Демон Лермонтова и демон Врубеля

Страница 3

Печальный Демон, дух изгнанья,

Летал над грешною землёй .

Не "озлобленный" или "ужасный", а "печальный". Первый эпитет настраивает читателя скорее на сочувствие одинокому скитальцу, чем на осуждение его. Это тем более удивительно, что по религиозных представлениям демон - олицетворение зла. Лермонтовский герой не таков. Добро, любовь ему тоже не заказаны. Демон противоречив, как и всё живое. Читатель застаёт героя в момент, когда тот, пресытившись злодеяниями, все чаще занят воспоминаниями «лучших дней»:

Тех дней, когда в жилище света

Блистал он, чистый херувим

Когда бегущая колета

Улыбкой ласковой прилета

Любила поменяться с ним.

Когда сквозь вечные туманы,

Познанья жадный, он следил

Кочующие караваны

В пространстве брошенных светил;

Когда он верил и любил.

Счастливый первенец творенья!

Не знал ни злобы, ни сомненья,

И не грозил уму его

Веков бесплодных ряд унылый .

И много, много . и всего

Припомнить не имел он силы!

«Познания жадный». В другом месте поэмы о демоне сказано «Царь познания и свободы». В этой логике Бог – символ веры, деспотически навязывающей свои неколебимые истины, Демон – знак того сомнения в их непреложности, без которого невозможно никакое творчество. Демон отрицает не ради отрицания. Но для последующего утверждения. Божественному спокойствию он противопоставляет тревожность поиска. Основанием своей «свободы» выбирает не веру, а самопознание. Демон протестует против божественных уложений, сковывающих личность, и оказывается более «человечным» героем, чем сам Бог. Гордая борьба Демона сближает его с романтическими бунтарями Байрона. Как романтический герой Демон тоже индивидуалист.

Вообще лермонтовский цикл, в особенности иллюстрации к «Демону», можно считать вершиной мастерства Врубеля-графика. Здесь Врубель сознательно ставил перед собой проблему выразить цвет без цвета, одними градациями темного и светлого. Подобные поиски художник называл поисками «техники», а техника Врубеля сродни волшебству - она давала возможность воплотить его романтическое видение природы.

Среди художественной интеллигенции, особенно молодого поколения, становилось все больше страстных, до фанатизма, поклонников Врубеля, для которых каждая его работа была святыней и каждое слово - откровением.

Врубель стал выразителем пограничного времени. И живопись его «Демона» сверкала красками, фантастически преломляя в «настоящем» и «былое» и «будущее». Это были краски «былинного» и «футуристического» искусства, искусства «архаистов», «новаторов», «классиков» и «авангардистов». Феномен Врубеля в том и состоял, что его меньше всего заботила принадлежность к какой-либо художественной ориентации, И его «ненормативность» обернулась жестокой трагедией - непониманием, осуждением и неприятием его как художника. Историческая ирония в том, что Врубель так и не стал художником ни одной из художественных «стай». И в этом смысле знак его судьбы - «Демон поверженный». Картина-заклинание. И картина-пророчество.

Страницы: 1 2 3 

Другая информация:

Композиционные растения
Для японского сада выбирают уголок уединенный, скрытый от глаз соседей. Это место покоя и медитации. Его желательно отделить живой изгородью, посадив, к примеру, кизильник блестящий (Cotoneaster lucidus) или спирею острую (Spiraea x argut ...

«Незнакомка»для камерного хора посвящается камерному хору Ленинградского хорового общества
Стихотворение Александра Блока, написанное им 24 апреля 1906 года,- пример превращения обыденного факта будничной действительности в образ высокой поэзии. При этом стихотворение, безусловно, принадлежит лирическому жанру по интимности тон ...

Разновидности научного стиля
Научный стиль отличается единством норм отбора и использования языковых средств. Научный стиль функционирует преимущественно в письменной форме. Но при этом есть и такие его разновидности, как устный доклад, беседа, публичное выступление ...