В целях повышения эффективности художественно-образовательной и воспитательной работы, придания ей элементов самостоятельности можно порекомендовать использовать проблемную методику. В отличие от традиционной методики проведения процесса обучения, когда сообщается участникам «готовая» информация об искусстве, эстетике, проблемное образование предполагает более активную умственную и эмоциональную деятельность участников. [11]
Одной из эффективных форм развития активности участников и одновременно воспитания их эстетического вкуса, нравственной культуры является постановка и решение в процессе занятий учебно-тренировочных задач. Использование их возможно и в художественно-образовательной работе. Ведь активность личности развивается в том случае, если она сама будет регулярно участвовать в практическом решении тех или иных задач. Это качество не формируется лишь теоретическим усвоением правильных рецептов и сведений — как делать. Важно, чтобы человек самостоятельно применял полученные знания и был бы в состоянии осуществить задуманное. А это очень важно для лиц, занимающихся искусством, творчеством.
Различные аспекты подготовки участников — овладение определенными творческими навыками, воспитание многообразных качеств психологических, социально-гражданских, творческих - можно рассматривать как задачу проблемного обучения.
Его основные принципы и идеи могут быть использованы и в работе с участниками художественного коллектива. Конечно, специфика организации учебно-воспитательного процесса в этом случае обусловливает необходимость творческого преломления методов проблемного обучения руководителем. Преломление это определяется тем, что в театральном коллективе процесс овладения знаниями носит выборочный характер, т. е. участники в общем потоке информации выбирают и усваивают только интересующее их. Поэтому в подборе учебного материала руководитель должен учитывать весь комплекс особенностей постановки задач, с тем чтобы каждая из них лежала в русле основных интересов участников. При их постановке необходимо учитывать и различный уровень подготовленности членов коллектива: давать задачи несколько заниженного уровня, с тем чтобы их решение не вызывало больших затруднений. Задачи на опережение развития возможны лишь для постановки на длительный срок выполнения — их можно отнести к самостоятельным или домашним заданиям. Руководитель должен видеть целевое назначение — воспитательное, художественное, техническое — каждой предлагаемой задачи, т. е. конечный практический ее выход. Ее постановка должна отличаться корректностью, определенностью, а содержание и требование — точно передано участникам.
Эффективное применение задач в учебно-воспитательных целях возможно лишь в том случае, если участники самостоятельно, активно-творчески занимаются поиском решений, правильных ответов. Сверхзадачей этого условия является развитие и укрепление навыков самостоятельного применения полученных знаний при рассмотрении художественно-исполнительских и нравственно-эстетических проблем. [14]
Развивая эти способности путем постановки определенных задач непосредственно после восприятия искусства, тем самым мы решаем одну из важнейших проблем педагогики — воспитание активной позиции личности.
В приведенных методах художественно-образовательной работы искусство использовали главным образом как иллюстрацию к устному сообщению, раскрывая тем самым его содержание, главные темы, идеи, проблематику. Речь при этом выполняла главную» нагрузку, а произведение искусства лишь подтверждало сказанное. При использовании проблемных методов в образовательной работе искусство предстает в виде самостоятельной образной «загадки», ответ на которую нужно отыскать в самом его тексте. Такая задача реализуется с помощью художественно-познавательных заданий самого различного характера: а) описать (пересказать) эмоционально-чувственное состояние в момент восприятия той или иной пьесы, песни, танца; 6) описать выразительную сторону прозвучавшей музыки, просмотренного драматического произведения; в) определить жанр, стиль исполняемого произведения, направление, к которому оно принадлежит; г) доказать свое понимание содержания конкретного произведения искусства (опровергнуть принятое суждение о нем); д) подобрать, сочинить краткий лейтмотив (эпиграф) к данному произведению; е) провести аналогии из других видов искусства — живописи, архитектуры, танца, литературы, музыки, театра и т. д., назвать произведения, образность которых имеет сходство с образностью, эмоционально-художественным содержанием прослушанных песни, симфонического произведения, просмотренного танца и т. д. Поиски ответов на эти вопросы резко обостряют внимание, возбуждают эвристические способности участников. Задачи должны быть при этом достаточно простыми, их решение может быть найдено, если опираться на ранее усвоенный материал. В процессе восприятия искусства могут дополнительно ставиться наводящие вопросы, чтобы проверить усвоение материала по ходу.
Другая информация:
Развитие личности ребенка средствами искусства в работе библиотеки
Интегративным компонентом духовной культуры является искусство. Оно включает в себя многие виды (литературу, живопись, музыку, театр и т.д.), которые необходимо максимально синтезировать на основе художественного труда для создания у дете ...
Школа - студия Рерберга
В 1905 году, не попав в училище, Малевич приступил к занятиям у Ивана Федоровича Рерберга (1865-1938). Рерберг играл заметную роль в художественном мире Москвы. В студии Малевич занимался до 1910 года. Рерберг был одним из учредителей Мос ...
Аналитическое описание – определение, схема
В списках литературы, помимо книг, всегда приводятся статьи из журналов, сборников, главы из книг, произведения из собрания сочинений. Описание таких материалов, которые являются составной частью издания, называется аналитическим.
Объект ...
Меню сайта