В целях повышения эффективности художественно-образовательной и воспитательной работы, придания ей элементов самостоятельности можно порекомендовать использовать проблемную методику. В отличие от традиционной методики проведения процесса обучения, когда сообщается участникам «готовая» информация об искусстве, эстетике, проблемное образование предполагает более активную умственную и эмоциональную деятельность участников. [11]
Одной из эффективных форм развития активности участников и одновременно воспитания их эстетического вкуса, нравственной культуры является постановка и решение в процессе занятий учебно-тренировочных задач. Использование их возможно и в художественно-образовательной работе. Ведь активность личности развивается в том случае, если она сама будет регулярно участвовать в практическом решении тех или иных задач. Это качество не формируется лишь теоретическим усвоением правильных рецептов и сведений — как делать. Важно, чтобы человек самостоятельно применял полученные знания и был бы в состоянии осуществить задуманное. А это очень важно для лиц, занимающихся искусством, творчеством.
Различные аспекты подготовки участников — овладение определенными творческими навыками, воспитание многообразных качеств психологических, социально-гражданских, творческих - можно рассматривать как задачу проблемного обучения.
Его основные принципы и идеи могут быть использованы и в работе с участниками художественного коллектива. Конечно, специфика организации учебно-воспитательного процесса в этом случае обусловливает необходимость творческого преломления методов проблемного обучения руководителем. Преломление это определяется тем, что в театральном коллективе процесс овладения знаниями носит выборочный характер, т. е. участники в общем потоке информации выбирают и усваивают только интересующее их. Поэтому в подборе учебного материала руководитель должен учитывать весь комплекс особенностей постановки задач, с тем чтобы каждая из них лежала в русле основных интересов участников. При их постановке необходимо учитывать и различный уровень подготовленности членов коллектива: давать задачи несколько заниженного уровня, с тем чтобы их решение не вызывало больших затруднений. Задачи на опережение развития возможны лишь для постановки на длительный срок выполнения — их можно отнести к самостоятельным или домашним заданиям. Руководитель должен видеть целевое назначение — воспитательное, художественное, техническое — каждой предлагаемой задачи, т. е. конечный практический ее выход. Ее постановка должна отличаться корректностью, определенностью, а содержание и требование — точно передано участникам.
Эффективное применение задач в учебно-воспитательных целях возможно лишь в том случае, если участники самостоятельно, активно-творчески занимаются поиском решений, правильных ответов. Сверхзадачей этого условия является развитие и укрепление навыков самостоятельного применения полученных знаний при рассмотрении художественно-исполнительских и нравственно-эстетических проблем. [14]
Развивая эти способности путем постановки определенных задач непосредственно после восприятия искусства, тем самым мы решаем одну из важнейших проблем педагогики — воспитание активной позиции личности.
В приведенных методах художественно-образовательной работы искусство использовали главным образом как иллюстрацию к устному сообщению, раскрывая тем самым его содержание, главные темы, идеи, проблематику. Речь при этом выполняла главную» нагрузку, а произведение искусства лишь подтверждало сказанное. При использовании проблемных методов в образовательной работе искусство предстает в виде самостоятельной образной «загадки», ответ на которую нужно отыскать в самом его тексте. Такая задача реализуется с помощью художественно-познавательных заданий самого различного характера: а) описать (пересказать) эмоционально-чувственное состояние в момент восприятия той или иной пьесы, песни, танца; 6) описать выразительную сторону прозвучавшей музыки, просмотренного драматического произведения; в) определить жанр, стиль исполняемого произведения, направление, к которому оно принадлежит; г) доказать свое понимание содержания конкретного произведения искусства (опровергнуть принятое суждение о нем); д) подобрать, сочинить краткий лейтмотив (эпиграф) к данному произведению; е) провести аналогии из других видов искусства — живописи, архитектуры, танца, литературы, музыки, театра и т. д., назвать произведения, образность которых имеет сходство с образностью, эмоционально-художественным содержанием прослушанных песни, симфонического произведения, просмотренного танца и т. д. Поиски ответов на эти вопросы резко обостряют внимание, возбуждают эвристические способности участников. Задачи должны быть при этом достаточно простыми, их решение может быть найдено, если опираться на ранее усвоенный материал. В процессе восприятия искусства могут дополнительно ставиться наводящие вопросы, чтобы проверить усвоение материала по ходу.
Другая информация:
Виды театрализованных праздничных зрелищ в средние века
В средние века сформировались особые виды театрализованных массовых празднеств и зрелищ. Одним из таких видов были мистерии. Время расцвета мистерий – XV-XVI вв., время бурного расцвета городов и обострения социальных противоречий. Город ...
Взаимоотношения с женщинами
И все же самыми существенными для понимания личности Бодлера являются его взаимоотношения с женщинами. Безумных влюбленностей в юности он не испытывал, однако был неутомимым посетителем борделей. Робость и неуверенность в себе как в мужчи ...
Взаимодействие театра и публики
Если репертуар – это лицо театра, то состав его аудитории и зрительские предпочтения – своеобразное отображение этого лица. Смотрясь в аудиторию, театр может увидеть себя (так же как зритель в театре находит себя).
При довольно широком о ...
Меню сайта