Подготовленные зрители во многом определяют общее оценочное отношение массовой аудитории к конкретной постановке и театру в целом. Если же их число уменьшается, то, соответственно, уменьшается и общественный интерес к театру. Это сказывается на процессе и масштабах воспроизводства аудитории театра, и, соответственно, уменьшается общий объём потенциальной аудитории. Противостоять этому процессу может только общее повышение художественного уровня спектаклей.
«Именно в дальнейшем развитии театрального искусства, в обогащении и овладении новыми средствами художественной выразительности, в творческом поиске и эксперименте нам видится генеральное направление совершенствования системы взаимоотношений театров со своей аудиторией».
Театр, несмотря на все финансовые трудности, должен помнить о своей ответственности перед зрителем. Будущее, безусловно, за экономически стабильными театральными организациями, другим просто будет не выжить в современных условиях рыночной экономики, но удержаться на плаву, сохранив при этом «лицо» театра, должен помочь профессиональный менеджер, администратор, но не откровенный курс театра или какого-то проекта на массовый «ширпотреб», на всеядность (вплоть до эротики и откровенного эпатажа). Конечно, обо всём выше сказанном можно говорить только в контексте государственной поддержки, отсутствие которой сулит театральному делу в России печальные перспективы.
Конкуренция, многообразие антрепризных проектов, активное продюсирование (приглашение со стороны актёров, режиссёров, художников) в репертуарных театрах позволяют надеяться, что зрительский спрос будет стимулироваться высокой художественной, эстетической и идейной характеристикой постановок.
Но художественность и общедоступность – вещи трудно совместимые. Поэтому, когда речь идёт о привлечении в театр (в театр высокохудожественной и эстетической направленности) публики, нельзя забывать о поддержке самой способности наших людей придти в театр и приобрести билет.
Театр должен не только изучать, формировать, привлекать публику, он должен постоянно осознавать силу внушения, присущую ему, как никакому другому виду искусства, и соответственно этому заботиться об интеллектуальном и нравственном развитии своей аудитории, ведь от того, какой она будет завтра, зависит будущее самого театра.
«Зритель – не только социологическое условие и экономическая основа существования театра, он одновременно, как это отмечали все великие реформаторы театра, есть равноправный сотворец спектакля. Именно в пространстве «силовых линий» зрительской аудитории, в зависимости от её художественного потенциала получает театр тот заряд жизненной энергии, который даёт ему импульс и направление развития своего искусства. Это значение зрителя особенно явственно осознаётся в переломные для театра годы».
Сегодня для театра настало «время перемен», настало так же время обратиться к зрителю. Отказавшись идти по пути наименьшего сопротивления, важно понять необходимость ставить своей целью не сиюминутный коммерческий успех, а формирование постоянной аудитории, устойчивого контингента подготовленных зрителей.
«Необходимость для театра постоянной аудитории понимали ещё авторы «Постановления и правил внутреннего управления императорскою театральною дирекциею», утверждённых в мае 1825 года. Они указывали, что для стабилизации доходов театра нужно «приучить публику к постоянному посещению зрелищ», добиться чтобы театр стал для неё необходимостью»».
Другая информация:
Репин на рубеже веков
До сих пор речь шла о репинских работах, созданных, главным образом, на протяжении последней трети XIX века. Это время можно назвать классическим периодом творчества художника в том смысле, что именно с ним связаны все или почти все лучши ...
Художественная культура Северного Возрождения
Термин «Северное Возрождение» достаточно условен. Его применяют по аналогии с итальянским Возрождением, но если в Италии он имел прямой первоначальный смысл – возрождение традиций античной культуры, то в других странах в сущности, ничего ...
История цвета в живописи
История живописи начинается с наскальных изображений первобытного человека. Огромные духовные сокровища накоплены в ходе ее развития. Древнерусская икона, воплощающая идею Бога, является одновременно святыней и примером живописи, передающ ...
Меню сайта