Творческие способности

Страница 1

Как же быть? Разумеется, следует сохранить все то положительное, что наработано в процессе исследования творчества в различных дисциплинах. И вместе с тем надо попытаться использовать знания, накопленные в рамках альтернативных - по отношению к западной - культурных традиций. Чтобы адекватно представить механизмы функционирования мышления на стадиях неосознаваемой переработки информации, я и предлагаю обратить внимание на опыт изучения (а на самом деле - опыт практикования) измененных состояний сознания в рамках различных медитативных техник.

Хотя творчество изучается самыми разными дисциплинами, наиболее интересные результаты получены в психологических исследованиях, которые при высоком уровне обобщения, близкого к философскому, опираются на экспериментальные данные, подобно многим конкретным наукам (например, психофизиологии).

В самом общем виде можно сказать, что в психологии существуют два понимания творческой одаренности: в узком смысле ее отождествляют с дивергентностью мышления, т.е. с его разнонаправленностью, со способностью находить разные варианты решения в одной и той же проблемной ситуации. В широком смысле - это интеллектуальная способность, связанная с определенным набором качеств, выделение которых как характеристических (однозначно ее задающих) обусловлено представлениями каждого данного исследователя о природе интересующего феномена. Среди них обычно фигурируют оригинальность и беглость мышления, сенситивность к противоречивости и неполноте знания, способность к преодолению стереотипов и др. При этом в рамках обоих пониманий параметры интеллектуальной деятельности выявляются с помощью разнообразных тестов.

В целом же при исследовании творческой способности можно выделить по меньшей мере три направления:

1. на основе некоторых достаточно общих представлений предлагаются качества - это может быть как одно отдельно взятое свойство (допустим, обучаемость индивида или дивергентность мышления), так и определенная их совокупность, - которые объявляются характеристическими для творческой способности. Затем разрабатываются тестовые задания, предназначенные для их измерения. Испытуемые, продемонстрировавшие наилучшие результаты, оцениваются как одаренные;

2. исследование параметров креативности базируется на изучении биографий выдающихся людей, которые уже не нуждаются в психометрическом тестировании на предмет выявления своей одаренности, поскольку их вклад в мировую науку, культуру, духовность признан сообществом;

3. на основании определенных, заранее заданных параметров, например, уровень академической успешности, признание коллег-экспертов, уровень общей интеллектуальности, превышающий 140 единиц по шкале 10 ("коэффициента интеллекта" и др.), изначально выделяется группа лиц, признаваемых в данном сообществе одаренными, и затем уже изучаются параметры их мыслительной активности.

Не будем подробно разбирать эти подходы, отметим лишь, что каждый из них сталкивается с определенными трудностями. В случае психометрического подхода неудовлетворительным оказывается то обстоятельство, что выявляемые с помощью тестов "одаренные личности" на самом деле далеко не всегда оказываются таковыми.

Что касается второго из упоминавшихся направлений, то здесь мы имеем ситуацию, в известном смысле обратную только что упомянутой: никто не сомневается в одаренности исследуемых личностей, однако вопросы возникают в связи с объективностью вычленяемых в ходе анализа параметров их мышления, поскольку чрезвычайно большую роль в таких моделях играют самые общие представления анализирующего (будь то сам автор открытия, его биограф или методолог науки) о природе творческого процесса. И, наконец, третий подход основан на изучении групп испытуемых, изначально отобранных в соответствии с определенными, заранее оговоренными критериями одаренности. Далее на такой основе сформированным группам, как и в первом случае, предлагают тестовые задания, выявляют и сопоставляют отличия. Однако при этом происходит своего рода переориентация исследовательской парадигмы: от изучения интеллектуальной деятельности "извне" (как при психометрическом анализе) предлагается перейти к взгляду "изнутри". Соответственно вводится обобщающее понятие ментального опыта индивида, как главной структурной единицы анализа.

Страницы: 1 2

Другая информация:

Человек как основная тема и главный предмет искусства
Основной темой и главным предметом искусства является человек — со всеми его свойствами, особенностями, достоинствами и недостатками, во всей совокупности его отношений с окружающим миром. Показывая человека во всей его сложности, неодно ...

Теоретические взгляды Айвазовского в современной культурной жизни
В 1930 году в Феодосии вышла в свет первая книга об И. К. Айвазовском. Ее автор Николай Степанович Барсамов (1892-1976) был первым советским искусствоведом, определившим место И. К. Айвазовского в ряду других русских художников, давшим об ...

Фаллический культ в Сирии
Люсьен де Самосат сообщает о существовании в Сирии фаллического культа богини. Люсьен де Самосат так рассказывает о назначении 54-метровых фаллосов: "Дважды в год на вершину одного из них забирается мужчина, чтобы оставаться там в те ...