Историческая живопись на рубеже XIX-XX веков

Статьи по культуре » Творческий путь М.А. Врубеля » Историческая живопись на рубеже XIX-XX веков

Страница 6

Параллельно с работой над образом Петра I Серов создал несколько вариантов картин «Одиссей и Навзикая» и «Похищение Европы». Оба сюжета восходят к античной мифологии и в этом отношении перекликаются с исторической живописью предшествующих веков. Решение же их принципиально новое, отвечающее началу XX века, о чем нами уже говорилось в прошлом параграфе.

«В «Навзикае», - писал А. Бенуа, - я узнаю всю прелесть серовского творчества, так тонко в данном случае «проложенного легким юмором» (шествующий позади колесницы царевны, завернувшийся в простыни Одиссей). Пленяет в этой картине что-то совсем особенное, угаданное из «прошлого».

Таким образом, в живописи рубежа вырисовывается довольно пестрая картина, столь же сумбурная, как в других жанрах, как в смежных видах искусств, в литературе, театре, художественной критике и т. п. За нею встает в качестве первопричины раздираемая противоречиями современность, потрясенная первой русской революцией, задыхающаяся в тревожном предчувствии катаклизма. Лишь немногие, связавшие свою судьбу с авангардом революционного движения и его партией, могли подняться над непониманием настоящего, понять исторический смысл прошлого, отбросить растерянность и смятение.

И даже если эрудицией в области исторических знаний, образованностью эти художники, может быть, превзошли своих предшественников, то они уступали им во многом, и прежде всего в понимании сути исторического процесса, его движущих сил, в постижении глубин психологических конфликтов, трагедий, сотрясавших жизнь исторических личностей и целых народов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 

Другая информация:

Японский национальный характер
Трудолюбие и связанное с ним усердие во всех сферах трудовой деятельности – важнейшая черта японского национального характера. Известно стремление японцев рано (в пятьдесят или в пятьдесят с небольшим лет) удаляться от дел и предаваться ...

Виды искусства, их классификация
Определив искусство как единое явление, следует иметь в виду, что такое искусство вообще является абстракцией, отвлеченностью. В первую очередь искусства традиционно делят по способу их «бытования» и восприятия на временные и пространстве ...

Праздник середины осени
Праздник середины осени «Чжунцюцзе» – третий из главных китайских праздников, помимо Нового года и Праздника Лета. Он известен в Китае с глубокой древности и завершает сезон полевых работ, уборки и обмолота урожая. Он празднуется 15 числа ...