Французские культурные центры в Санкт-Петербурге в 90-е годы XX – начале XXI века

Статьи по культуре » Французские культурные центры в Санкт-Петербурге в 90-е годы XX – начале XXI века

Русско-французские культурные связи - едва ли не вечная тема гуманитарных наук. Роман русского общества с Францией и французским языком начался еще в XVIII в. Рождается галломания, русская культура становится двуязычной, идеи Просвещения захватывают умы россиян. После Великой французской революции наступил период соперничества - культур, государственных систем, армий и правителей. Это соперничество стимулировало культурный обмен между Россией и Францией. Мало того, Россия по-французски одевалась, ела, сверяла время и даже спала. Трудно найти пример более продолжительных и глубоких культурных контактов, нежели контакты между Россией и Францией. Тематика этих связей необыкновенно широка - от политики до живописи, от архитектуры до моды, от биологии до поэзии, от театра до астрономии, от музыки до виноторговли.

В истории развития культурных связей между Россией и Францией особое место занимает книга. Интерес к французской книге возник в России в период правления Петра I (1682-1725). Широкое распространение он получил во П-й половине XVIII столетия и достиг своей наивысшей точки в конце XVIII- начале XIX в. Произведения великих французских философов оказали огромное влияние на формирование передовой общественной мысли в России. Переводы лучших сочинений французских авторов способствовали развитию национального русского языка и литературы.

Таким образом, культурные связи между Францией и Россией имеют давние и прочные традиции. Российская культура всегда была широко и разнообразно представлена во Франции. Достаточно вспомнить ошеломляющий успех произведений М.Мусоргского и Н.Римского-Корсакова в программах Всемирной выставки в Париже, знаменитые «Русские сезоны» С.Дягилева и музыкальный фестиваль в Type Святослава Рихтера, работу в Гранд Опера Сержа Лифаря и Рудольфа Нуриева, успех российского кино на прославленном Каннском кинофестивале («Летят журавли» М.Калатозова, «Утомленные солнцем» Н.Михалкова).

Богатейшая история развития русско-французских отношений нашла отражение в трудах многих отечественных и зарубежных авторов, в том числе историков, дипломатов, политических деятелей. Начало научного изучения русско-французских культурных контактов было положено исследованиями Л. Пенго, Э. Омана, Ш. де Ларивьера, А. Рамбо.

Первые дипломатические контакты и открытие Русских посольств во Франции относятся к 1654, 1668 годам, что нашло отражение в трудах Ж.Маржет, Ю.В.Борисова, А.С.Лаврова и других.

Различные аспекты культурного взаимодействия между Францией и Россией рассматриваются в трудах таких зарубежных авторов, как E.Haumant, D. S. Mohrenshildt и других.

Современный этап западной историографии включает в себя работы: Ш. Корбе, К. Уилбергера, Ж. Дюлака, Д. Годжи, М. Мерво, Л. Вольфа и др., отечественная историография: М. П. Алексеев, Люблинский, В. Ф. Левинсон-Лесинг, Л. А. Альбина, П. Р. Заборов, Н. А. Копанев, В. А. Сомов и др. Широкую известность получили работы таких авторов, как М. А. Алпатов, П.В.Безобразов, А.Вандаль, В.С.Иконников, С.Н.Коротков, А.Л. Нарочницкий, П.П.Черкасов, М.М.Штранге и другие.

Деятельность французских культурных центров в России - тема особая и требующая к себе пристального внимания, так как именно посредством этих центров россияне получают возможность непосредственно знакомиться с французской культурой и богатыми традициями французского народа. Однако деятельность французских центров в России не нашла до сих пор должного отражения в научной литературе, что предопределяет повышенной интерес к данной проблематике.

С начала 90-х годов ХХ века французско-российские отношения получили новый импульс развития и продолжают развиваться очень позитивно, не в последнюю очередь за счет активизации деятельности французских культурных центров.

Цель данной курсовой работы - изучить деятельность французских культурных центров в Санкт-Петербурге в 90-е - начале ХХ1 века.

В задачи работы входило:

1) дать оценку особенностям развития русско-французских отношений;

2) определить цели и задачи создания французских культурных центров в вопросах укрепления взаимоотношений между Францией и Россией;

3) показать процесс становления и восстановления в 90-е годы ХХ – начале ХХI века французских культурных центров в Санкт-Петербурге.

Другая информация:

«Родня» - горькая комедия
До «Родни» неё на счету режиссера Михалкова было пять полнометражных картин разных жанров: детективный вестерн, две мелодрамы, драма по пьесе A.П.Чехова и экранизация романа Гончарова. Но ни одного фильма на современном материале. Ни одно ...

Художественная и педагогическая деятельность Брюллова в Петербурге
В мае 1836 года Брюллов наконец приехал в Петербург. Начались торжества и чествования художника. Брюллов был торжественно провозглашен первым художником России, мировым гением, сравнивавшимся со всеми великими художниками мира. Он был на ...

Возвращение во Францию
Окончательное возвращение Шагала во Францию произошло в 1948. Изданные вместе с книгой иллюстрации к «Мертвым душам» Гоголя (1948) принесли автору гран-при за графическое мастерство и совершенство офортов на ХХIУ Биеннале в Венеции. В ко ...